© ComNews
14.03.2018

Чистая прибыль ФГУП "Почта России" по итогам 2017 г. снизилась почти в 2,3 раза до 758 млн руб. (в 2016 г. она составила 1,7 млрд руб.). Однако этот показатель оказался выше плана на 28%. При этом выручка "Почты России" от операционной деятельности в прошлом году выросла на 8,1% и составила 178,1 млрд руб.

"Наша задача заключается в предоставлении качественной социальной услуги населению. Мы пока не находимся на той стадии развития, когда должны во главу угла ставить максимизацию прибыли. Мы ставим во главу угла развитие сети, повышение фонда оплаты труда на предприятии", - объяснил падение чистой прибыли генеральный директор "Почты России" Николай Подгузов (на фото).

К слову, в 2017 г. фонд оплаты труда на предприятии увеличился более чем на 5 млрд руб. В 2018 г. "Почта России" планирует сохранить эту тенденцию. Николай Подгузов добавил, что с 1 марта текущего года были повышены зарплаты почтальонам и операторам на 5%. Расходы на персонал составили 58% всех затрат в структуре себестоимости предприятия. Уровень средней зарплаты сотрудника "Почты России" вырос на 3,8% и достиг 21,7 тыс. руб. При этом производительность труда увеличилась на 8,8%, до 47 тыс. руб. в месяц на одного работника.

Николай Подгузов заметил, что выстраивание качественной системы потребует инвестиций в инфраструктуру и в человеческий капитал. При этом глава "Почты России" подчеркнул, что все плановые показатели на 2017 г. были достигнуты и на 2018 г. показатель прибыли будет примерно сопоставим с тем уровнем, который предприятие показало в 2017 г.

Он выделил три направления развития бизнеса предприятия - посылочный бизнес, почтовый бизнес и финансовый бизнес.

Выручка от посылочного бизнеса в 2017 г. выросла на 21% и составила 48,9 млрд руб. "Почта России" обработала 365 млн посылок и мелких пакетов, что почти на 23% больше, чем в 2016 г. Из них 284 млн штук (на 26% больше показателей 2016 г.) приходится на международные почтовые отправления с товарными вложениями. Из РФ в 2017 г. отправили почти 3 млн почтовых отправлений, что на 13% больше показателей предыдущего года. Объем внутренних почтовых отправлений с товарными вложениями в 2017 г. вырос на 15,5% и составил 81 млн шт.

Выручка от почтового бизнеса по итогам прошлого года выросла на 2% до 77,8 млрд руб. Доходы от розничных продаж увеличились на 2% до 17,6 млрд руб. Количество отправлений в директ-мейле выросло вдвое, до 46,8 млн штук. Предприятие обработало 2,4 млрд писем и счетов. Через "Почту России" прошло 3,23 трлн переводов и пенсий.

Выручка от финансового бизнеса "Почты России" увеличилась на 4% до 48,3 млрд руб. В 2017 г. "Почта России" приняла 376 млн платежей на сумму 320 млрд руб. EBITDA увеличилась на 21% до 13,2 млрд руб. Дивиденды государству выросли на 9,9% до 434 млн руб.

На текущий момент в РФ работает 12,5 тыс. отделений "Почта Банка" (вдвое больше, чем было по итогам 2016 г.) в 4300 населенных пунктах в 82 регионах. Инфраструктурный платеж "Почта Банка" по итогам прошлого года вырос вчетверо и составил 3,2 млрд руб. с НДС. По словам Николая Подгузова, в 2018 г. предприятие планирует получить инфраструктурный платеж от "Почта Банка" в размере чуть менее 5 млрд руб.

Николай Подгузов также обратил внимание на развитие логистической инфраструктуры "Почты России". Он напомнил, что в начале года в автоматизированном сортировочном центре предприятия в Петербурге заработала новая линия Toshiba для обработки международных почтовых отправлений весом от 20 г до 2 кг преимущественно из Финляндии, стран Балтии и других стран мира, из которых совершаются рейсы в аэропорт Пулково. Она оборудована системой оптического распознавания, которая позволяет сортировать не только регистрируемые, но и простые мелкие макеты (см. новость ComNews от 15 января 2018 г.).

В 2017 г. "Почта России" запустила логистический почтовый центр в аэропорту Казани. Детальная сортировка в центре осуществляется для 3500 почтовых отделений. Оборудование позволяет обрабатывать более 1 млн почтовых отправлений в сутки, в том числе более 150 тыс. посылок и международных мелких пакетов.

Также в прошлом году завершился проект по оснащению логистического центра Внуково. Мощность обработки увеличилась на 20% до 1,5 млн отправлений в сутки. Также в логистическом почтовом центре Внуково заработала линия удаленного таможенного контроля. Как уточнили в компании, внедрение данной технологии позволяет повысить скорость обработки отправлений, минимизировать влияние человеческого фактора на корректность информации, поступающей в базу данных, а также повысить безопасность пересылки. В цехе логистического центра Внуково дополнительно установлено 12 линий для контроля регистрируемых мелких пакетов и четыре линии для контроля регистрируемых посылок.

В 2017 г. "Почта России" обновила транспортный парк. Предприятие приобрело 45 почтовых вагонов, а также закупило 1600 новых автомобилей (обновилось 15% автотранспортного парка). Самолеты "Почты России" ТУ-204С увеличили количество регулярных авиарейсов из Китая в Россию.

Рассказывая о планах "Почты России" на ближайшие два-три года, Николай Подгузов выделил две цели - трансформацию сети почтовых отделений в современный формат и модернизацию логистики.

Выполнение первой цели предусматривает следующие мероприятия: в 2018 г. "Почта России" планирует потратить более 3 млрд руб. на ремонт свыше 2,8 тыс. отделений, автоматизировать бизнес-процессы и оптимизировать ресурсы и повысить качество оказываемых услуг.

Согласно второй цели, "Почта России" рассчитывает в 2018 г. строить вторую очередь сортировочного центра во Внуково. Также в этом году "Почта России" предложит партнерам принципиально новую по качеству услугу с фулфилментом. Как объяснил Николай Подгузов, будет обеспечено складирование, упаковка, сортировка и доставка товара в одном комплексе нового логистического центра Внуково-2. Его открытие, по словам главы "Почты России", запланировано на осень 2018 г. На горизонте двух-трех лет предприятие планирует расширять сеть логистических центров, оснащенных современным оборудованием.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что главным драйвером роста бизнеса "Почты России" является посылочный бизнес. По его словам, электронная коммерция стала для почтового бизнеса "пропуском в будущее", способным обеспечить 5-7% роста ежегодно. "В то время как выручка от почтового бизнеса вряд ли ускорится, выручка от доставки посылок будет следовать за объемом рынка электронной коммерции, который сохранит темпы прироста около 20% в течение трех-пяти лет. Если сейчас посылочный бизнес составляет лишь четверть всей выручки "Почты России", то к 2020 г. его доля может вырасти до 38%", - предположил Леонид Делицын.

Согласно прогнозам аналитика "Финама", в 2018 г. выручка "Почты России" увеличится на 7,7%. При этом драйвером роста останется доставка посылок, где Леонид Делицын ожидает сохранения темпов прироста в 21%.