Кристина Жукова
22.01.2018

Выручка "Лаборатории Касперского" в Северной Америке по итогам 2017 года снизилась на 8%. В компании связывают это с геополитической обстановкой и пытаются через суд отменить приказ Министерства внутренней безопасности США о запрете на использование своих продуктов в госсекторе. Однако ослабление позиций российских IT-компаний в США может помочь им на так называемых антиамериканских рынках — в Латинской Америке и некоторых странах Азии, отмечают эксперты.

Геополитическая обстановка негативно отразилась на бизнесе "Лаборатории Касперского" в Северной Америке, объявили в компании: объем продаж в регионе в 2017 году снизился на 8%. В сентябре 2017 года Министерство внутренней безопасности США запретило использовать продукты компании в федеральных органах власти из-за подозрений в связях с российскими спецслужбами. Доказательств нарушений нет, а само решение неконституционно, настаивают в "Лаборатории Касперского": 19 января стало известно, что компания обратилась в суд с требованием отменить его.

На США и Канаду приходится почти 25% выручки "Лаборатории Касперского", но доля продаж в американский госсектор всегда была незначительной по сравнению с частным сектором, уточняют в компании. Тем не менее там считают, что вернуться в госорганы США "очень важно", поскольку запрет нанес ущерб "репутации и коммерческим интересам". От продуктов "Лаборатории Касперского" начали отказываться и частные структуры, в том числе крупные ритейлеры.

В конце года Центр национальной кибербезопасности Великобритании также рекомендовал некоторым ведомствам не использовать софт "Лаборатории Касперского", но прямого запрета не было. Тогда же продукцию компании запретили использовать в госорганах Литвы.

В итоге в Европе продажи компании по итогам года снизились на 2%. Но на глобальном рынке выручка "Лаборатории Касперского" выросла на 8%, до $698 млн.

Положительную динамику обеспечил рост продаж в России и СНГ на 34%, на Ближнем Востоке, в Турции и Африке на 31%, в Латинской Америке на 18%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе на 11% и в Японии на 4%.

В других российских компаниях в сфере информационной безопасности пока не раскрывали показатели за 2017 год. В Trend Micro сообщили, что финансовый отчет будет готов в феврале, в Group-IB планируют отчетность в апреле.

Маловероятно, что "Лаборатории Касперского" удастся оспорить запрет в суде, полагает гендиректор Zecurion Алексей Раевский. "Госорганы могут сами решать, что им использовать, а что нет. Тем более что решение имеет политическую подоплеку",— отмечает он. Российские компании имеют традиционно слабые позиции на североамериканском рынке, "Лаборатория Касперского" была в этом смысле исключением.

На остальных компаниях политический фактор тоже сказывается негативно, но скорее в плане перспектив, а не финансовых потерь, констатирует эксперт.

Зато у российских компаний есть хороший потенциал на Ближнем Востоке, уверен господин Раевский: там есть "некоторая усталость" от американских продуктов и скандалов со слежкой АНБ через них, на чем можно играть.

Компании в сфере информационной безопасности, афиширующие свои российские корни, уже консервируют или закрывают бизнес в США, а те, кто остается, локализуются и стараются не упоминать о российском происхождении, например Wallarm, добавляет гендиректор "Атак Киллер" Рустэм Хайретдинов. Таким образом, политика реально осложнила их бизнес в США. До других стран эта волна пока не докатилась, хотя конкурирующие американские компании уже вовсю используют этот аргумент и в Европе, отмечает господин Хайретдинов. Напротив, Латинская Америка и Азия, за исключением Японии, Китая и нефтяных арабских монархий, много лет остаются регионом влияния российских компаний в сфере информбезопасности, так называемым антиамериканским рынком, говорит он.