Сотовые операторы борются против скидок на sms-рассылки
"Т2 мобайл" (Tele2) и "Вымпелком" подали иски к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), следует из материалов Арбитражного суда Москвы.
Обе компании требуют отменить решение ФАС, вынесенное в апреле 2017 г. и запрещающее им тарифицировать sms-трафик каждого заказчика рассылок по отдельности (т. е. фактически уменьшать скидки на него). Рассмотрение исков назначено на июль 2017 г. Третьи лица в обоих разбирательствах – МТС и "Мегафон".
Исследовать ценообразование на sms-рассылки ФАС начала, получив жалобы "Согаз-меда" и компании "Национальный процессинговый центр" на рост их стоимости. Например, если летом 2013 г. отправка одного сервисного sms обходилась "Согаз-меду" в 0,03 руб., то в конце 2013-го – начале 2014 г. – уже в 0,75 руб., следует из материалов ФАС. С октября по декабрь 2014 г. sms-рассылка на номера "Мегафона" подорожала для конечных заказчиков на 105–116% (в зависимости от того, какая компания-агрегатор осуществляла рассылку), на номера МТС – на 167–177%. Тарифы на рассылку в сети "Вымпелкома" выросли на 77% с мая 2015 г. Также ФАС говорит о росте стоимости рассылок на сеть Tele2 на 33%.
Рост тарифов на sms-рассылки был связан с изменением схемы расчетов операторов с компаниями – sms-агрегаторами, к такому выводу пришла ФАС. До конца 2013 г. операторы неограниченно принимали sms-трафик от агрегаторов, не требуя отдельно выделять рассылки конкретных клиентов, т. е. фактически сотовые компании могли продавать sms-трафик оптом, объясняет сотрудник одной из них. Но со вступлением в силу положений закона "О связи", направленных на борьбу с sms-спамом и предписывающих идентифицировать заказчиков рассылок, ситуация изменилась: агрегаторам пришлось выделять трафик отдельных заказчиков и платить операторам отдельно за рассылки каждого из них, утверждает он. Тарифы операторов на sms-рассылки не увеличились – снизились "оптовые" скидки, говорит собеседник "Ведомостей".
В итоге ФАС признала МТС, "Вымпелком", "Мегафон" и Tele2 доминирующими на российском рынке sms-информирования и, поскольку введение ими поклиентского учета sms-трафика привело к росту цен для конечных заказчиков, предписала прекратить такую тарификацию.
Долю платежей за sms-рассылки в общих доходах сотовые операторы не раскрывают. В 2016 г. российские сотовые операторы заработали на sms-рассылках 14 млрд руб. против 11 млрд в 2015 г., следует из отчета AC&M-Consulting. Эти данные не включают выручку операторов от оказания услуг Сбербанку: он работает с операторами на особых условиях и проходит у них по отдельной статье. По оценке партнера AC&M-Consulting Оксаны Панкратовой, с учетом Сбербанка доходы от sms-рассылок были бы примерно вдвое выше. Количество sms в рассылках в 2016 г. выросло на 7% до 25,3 млрд сообщений. Опережающий рост выручки Панкратова ранее объясняла быстрым ростом числа персонифицированных сообщений рекламного и информационного характера (промокодов, уведомлений о получении бонусов и т. п.): такие sms стоят дороже. Данные о выручке от sms-рассылок по конкретным операторам AC&M-Consulting не приводит.
И заказчики рассылок, и sms-агрегаторы ждут, что выполнение решения ФАС улучшит ситуацию на рынке и ценовая политика операторов изменится, отмечает гендиректор sms-агрегатора i-Digital Антон Баранов. Но все будет зависеть от того, как сотовые компании будут трактовать постановление ФАС, считает он.
Для операторов sms-рассылки – крайне важное бизнес-направление: спрос на них растет, поскольку малый и средний бизнес все чаще использует их как инструмент взаимодействия с клиентами, указывает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. При этом доходы от межабонентских sms падают: общение перетекает в мессенджеры, социальные сети и т. п., говорит он.
"Мегафон" еще не решил, будет он обжаловать предписание ФАС или нет, сообщил его представитель. Обдумывает дальнейшие действия и МТС, сказал ее представитель Дмитрий Солодовников.