Orange подключит суда к Интернету
Международный сервис-провайдер Orange Business Services вышел на рынок морского VSAT в России. Первый контракт оператор заключил с производителем рыбных консервов на Дальнем Востоке - ГК "Доброфлот". В течение ближайших девяти месяцев Orange подключит 14 из 24 судов компании к решению Maritime VSAT. Эта система станет основным способом связи для судов, а каналы связи Inmarsat и Iridium, которыми "Доброфлот" пользовался ранее, останутся в качестве резервных. Эксперты считают, что рынок морского VSAT в России только начал развиваться, но интенсивно растет. По их оценкам, в России он может увеличиться в два раза за четыре года: с 400 терминалов VSAT в 2016 г. до 1000 в 2020 г.
Как сообщил менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ Алексей Афонин, компания подключает суда к спутниковой связи уже более 10 лет, решение Maritime VSAT установлено на 300 судах по всему миру. Для реализации такого сервиса у Orange Business Services есть как своя спутниковая инфраструктура, так и арендованные у различных спутниковых операторов каналы связи. Orange Business Services владеет 25 телепортами (техцентры со спутниковыми антеннами), и шесть из них находятся в России. Антенны настраиваются на более чем 30 спутников по всему миру, что позволяет компании предоставлять услуги почти по всему земному шару. Исключением являются полярные территории, которые не могут быть охвачены лучами спутников, работающих на геостационарной орбите.
В России первым клиентом услуги Maritime VSAT стала ГК "Доброфлот". "Добыча и переработка рыбы в долгом плавании - это тяжелый труд для всего экипажа, но современные ИКТ-технологии способны в определенной степени облегчить его. Именно поэтому одной из наших главных задач является внедрение новых технологий связи на наших судах. Самостоятельная закупка и установка оборудования, а также поиск подрядчиков по его обслуживанию и предоставлению услуг связи оказались весьма сложным и дорогостоящим процессом. Перед нами стояла задача получить готовую связь в виде сервиса с предсказуемым бюджетом, и наш партнер Orange предложил нам подходящее решение", - говорит технический директор "Доброфлота" Юрий Бадодин. ИТ-директор "Доброфлота" Евгений Степанов отметил, что задачами VSAT стало обеспечение оперативной связи между судами в море и офисами компании на материке; снятие показаний с установленных на судах датчиков и систем в режиме реального времени, а также улучшение условий пребывания моряков на судне, в том числе доступ к мессенджерам, Skype и телефонии.
Евгений Степанов напомнил, что еще в 2010 г. "Доброфлот" начал своими силами установку терминалов VSAT и организацию связи на трех судах - плавбазах, которые до 11 месяцев могут проводить в море. Это флагман "Всеволод Сибирцев", а также "Капитан Ефремов" и "Залив Восток". Проект удался, однако сам процесс оказался непростым и дорогостоящим. В результате сегодня на трех судах "Доброфлота" VSAT-сервисы уже работают, причем спутниковые каналы связи обеспечивает Orange Business Services.
На других судах "Доброфлот" решил осуществлять проект в партнерстве с Orange. Компании заключили пятилетний контракт на подключение 14 судов к Maritime VSAT (остальные семь судов компании работают в прибрежной зоне и пользуются услугами сотовой связи). Согласно контракту, все оборудование, необходимые пусконаладочные и сервисные работы, а также предоставление канала связи и внедрение технологии WAN-оптимизации трафика компания Orange берет на себя. Со своей стороны, "Доброфлот" платит за предоставление спутниковой связи ежемесячную фиксированную плату. Ее размер, как и инвестиции в проект в целом, стороны не раскрывают.
Одним из преимуществ контракта с Orange Алексей Афонин называет отсутствие капитальных затрат на оснащение судов связью. Orange предоставляет "Доброфлоту" терминалы VSAT в аренду. Производителем терминалов является Cobham Sailor, а поставщиком - российская группа компаний "Транзас" (производитель и поставщик береговых систем безопасности судоходства, морского и авиационного бортового оборудования, интегрированных навигационных комплексов и др.). Каналы связи в Ku-диапазоне Orange арендует на спутнике "Экспресс-АМ5", который покрывает территории Охотского, Японского и Берингова морей, где работает "Доброфлот". Кроме того, Orange использует спутниковые модемы производства iDirect.
Orange предоставляет на судах гарантированную скорость в 2 Мбит/с с возможностью расширения канала до 6-8 Мбит/с для реализации проекта по созданию единой защищенной корпоративной сети для всех активов "Доброфлота" - наземных объектов и морского флота. Благодаря решению Maritime VSAT от Orange, все подразделения ГК "Доброфлот" смогут работать в единой виртуальной корпоративной сети на море и на суше. Это делает возможным запуск любых корпоративных приложений, а также позволяет экипажу пользоваться всем спектром коммуникационных и развлекательных сервисов без значительных ограничений, что позволяет создать более комфортные условия работы в длительных плаваниях. Кроме того, решение открывает возможности для потенциального внедрения различных IoT-проектов - например, очков дополненной реальности для удаленного инструктажа экипажей, разрабатываемых Orange. Внедрение решений на 14 судах займет у Orange приблизительно девять месяцев: срок зависит от графика работы судов.
"В отличие от большинства систем Inmarsat и Iridium, которые используются на судах в России, VSAT позволяет предоставить выделенный канал без ограничений по трафику", - говорит Алексей Афонин. По словам Евгения Степанова, у Inmarsat и Iridium - высокая стоимость звонков. В случае с VSAT она ниже. Он уточнил, что транспортные суда уходят в море на срок до двух месяцев, добывающие - на шесть месяцев, а плавбазы могут работать в море до 11 месяцев. И все это время необходима связь с берегом. Кроме того, "Доброфлот" заинтересован в проекте по мониторингу показателей оборудования - двигателей, радаров и др.
Среди преимуществ Maritime VSAT Евгений Степанов называет рублевый бюджет проекта. "Системы Inmarsat и Iridium не могут позволить такого", - говорит он. Бюджет, который "Доброфлот" расходовал на Inmarsat и Iridium, позволяет совершать в месяц примерно 400 минут звонков и передавать 30 Мб данных. "За те же средства при помощи VSAT мы сможем сделать 8000 минут звонков и передать около 2,5 Гб данных", - привел пример ИТ-директор "Доброфлота". Кроме того, пропускная способность в сетях Inmarsat и Iridium пока в разы ниже. При этом "Доброфлот" продолжит наравне с VSAT пользоваться услугами спутниковой связи Inmarsat и Iridium, однако основным каналом связи будет именно VSAT.
Как говорит директор по модернизации и обеспечению флота "Транзас" Алексей Зенин, российский рынок решений Maritime VSAT в настоящий момент находится в начальной стадии формирования. Ориентировочно 400 морских терминалов VSAT, установленных и обслуживаемых на территории России, составляют лишь около 1,5-2% от общемирового рынка, который насчитывает 20-22 тыс. терминалов. Причем в мире за последние пять лет количество терминалов морского VSAT выросло в два раза. Из-за высокого интереса к подобным решениям прогнозируемые темпы дальнейшего роста российского рынка составляют от 10% в год с дальнейшим увеличением этого показателя. По его оценкам, в 2020 г. количество терминалов VSAT в России может вырасти до 1000.
Orange ведет переговоры с тремя российскими компаниями, которые также заинтересованы в установке терминалов VSAT на морских судах. В целом круг интересов Orange охватывает около 10 компаний: им провайдер намерен предложить услугу Maritime VSAT. "Orange Business Services выступает как инновационный двигатель морского VSAT. Морские компании - в целом консервативные, поэтому мы будем объяснять им преимущества VSAT. В частности, это экономия не только на связи, но и на многом, что к связи не относится", - отметил Алексей Зенин.
Помимо Orange морским VSAT в России занимаются такие компании, как AltegroSky и "СТЭК.КОМ". Как говорится на сайте последней, она предлагает решение по организации широкополосной спутниковой связи стандарта VSAT на морских и речных судах с использованием морских стабилизированных антенных систем. "Система обеспечивает связь с берегом со скоростью передачи информации до 4 Мбит/с, что почти в восемь раз превышает скорость в системе Inmarsat FleetBroadband, обеспечивающей скорость до 492 кбит/с. При стоимости услуг на 90% ниже услуг компании Inmarsat, система VSAT окупает себя за один-два года", - отмечается в сообщении.
Представители AltegroSky и "СТЭК.КОМ", а также Inmarsat и Iridium вчера не смогли ответить на запросы ComNews.