В Хельсинки поедут автомобили без водителей
Финляндия станет первой страной, с которой Россия наладит беспилотные автоперевозки. В настоящее время Федеральное дорожное агентство РФ договаривается с агентством транспорта Финляндии об организации обмена информацией, которая позволит функционировать беспилотным автомобилям.
По словам заместителя директора департамента программ развития Минтранса РФ Александра Славуцкого, необходимые для развития беспилотного автотранспорта технологии будут тестироваться в транспортном коридоре Хельсинки–Москва — Санкт-Петербург.
— Мы сформировали российско-финскую подгруппу по интеллектуальному транспорту, в ее рамках мы договариваемся о совместном транспортном коридоре Хельсинки–Москва — Санкт-Петербург, по которому будут тестироваться технологии для использования в беспилотном транспорте, — рассказал Александр Славуцкий. — Уже сегодня между Федеральным дорожным агентством России и федеральным агентством транспорта Финляндии существует договор об информационном сотрудничестве, который подразумевает обмен информацией через границу в электронном виде. Уже сейчас пользователи могут видеть в интернете подробную информацию о ситуации на дорогах, метеоданные. Сейчас договариваемся об отработке технологии, которая позволит передавать эту информацию в автомобиль. С помощью этой информации беспилотник в дальнейшем сможет обеспечивать свое движение.
Организация полноценного движения автомобильного беспилотного транспорта обещает быть достаточно протяженным процессом. Эксперты с уверенностью называют период за 2020 годом как дату, когда автобеспилотники смогут выйти на дороги общего пользования. Разумеется, отдельные опытные трассы будут освоены автобеспилотниками раньше — подобные опыты проводятся в Японии, США и ряде других стран (пока, правда, для страховки за действиями автопилота следит сидящий в салоне водитель). Но полноценными участниками дорожного движения авто с искусственным интеллектом станут после 2020 года.
По оценке Уве Пютцшлера, вице-президента Nokia Networks, для начала движения беспилотных авто по дорогам северных стран, где из-за погоды видимость бывает снижена до нескольких метров, а разметка на дороге и вовсе не видна, нужно, чтобы машины основательно "поумнели".
— Предстоит сделать целый ряд вещей, таких как сенсорные датчики, но главное — мы должны организовать сеть, с помощью которой беспилотники смогут коммуницировать друг с другом. Плюс к этому мы должны обеспечить возможность автоматической связи между беспилотными машинами непосредственно, — объяснил он.
Глава департамента программ развития Минтранса Алексей Семенов отметил, что появление беспилотных автомобилей, по сути, означает мощнейший технологический передел, переворот в автомобилестроении.
— Особенно это касается грузовых автомобилей: например, их не нужно будет оснащать такими мощными двигателями, как сейчас, — они не будут никого обгонять, будут двигаться строго в потоке и с разрешенной скоростью, — отметил Алексей Семенов. — Применительно к беспилотным транспортным средствам есть формула, которую признают специалисты в области автотранспорта: 90–60–30. Она означает, что переход на беспилотные машины позволяет снизить количество ДТП на 90%, нагрузку на автодорогу — на 60%, а выбросы — на 30%.