Мария Андреева
© ComNews
07.11.2016

Mail.Ru Group приобрела у Foodpanda Group сервис поиска и заказа готовой еды и продуктов Delivery Club. Сумма сделки составила $100 млн. Аналитики отмечают, что компания существенно переоценена. Однако, по их мнению, стратегический инвестор в лице Mail.Ru способен заработать на подобном проекте на порядок больше, чем независимый инвестор. Поэтому стратегические инвесторы часто покупают проекты за более высокую цену.

В пресс-службе Mail.Ru Group корреспонденту ComNews уточнили, что сделка была произведена без заемных средств. "Mail.Ru Group приобрела 100% Delivery Club за денежные средства. Общая сумма сделки составила $100 млн, с выплатой 90 млн в ноябре 2016 г. за 90% Delivery Club, а оставшейся части в 10% - в начале 2017 г.", - сказали в компании.

Представители компании также добавили, что Mail.Ru Group полностью консолидирует Delivery Club в финансовой отчетности с момента закрытия сделки и будет раскрывать финансовые результаты на сопоставимой основе.

В Mail.Ru не стали комментировать будущие планы, касающиеся приобретения других проектов в сегменте foodtech (компании, работающие на стыке технологического сектора и рынка продуктов питания).

В беседе с корреспондентом ComNews представитель компании поделился лишь тем, что в связи с приобретением нового сервиса смена бренда компании не планируется, а для синергетического эффекта Mail.Ru Group намерена развивать сервис, используя все свои ресурсы.

Сервис Delivery Club (DC) был запущен 1 сентября 2009 г., представляет российский бренд мобильной платформы для доставки еды Foodpanda, головной офис которой находится в Берлине. В базе DC - более 4,5 тыс. подключенных ресторанов и сотни служб доставки. Количество заказов достигает порядка 20 тыс. в день. По итогам первого полугодия 2016 г. выручка составила 296 млн руб., показатель EBITDA был близким к нулю. Доля заказов в Delivery Club через мобильные устройства выросла в 2,7 раз за последние три года и составляет более 72%.

"Сегодня Mail.Ru Group - номер один на мобильном рынке России, и приобретение Delivery Club открывает для нас новый большой сегмент foodtech, в котором во всем мире набирают популярность мобильные сервисы", - прокомментировал покупку председатель совета директоров и сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин. По его словам, рынок заказа и доставки еды находится на подъеме и демонстрирует устойчивый рост. "Мы уверены, что объединение ресурсов и накопленная экспертиза позволят нам укрепить лидирующие позиции сервиса и вывести его на новый уровень", - отметил он.

Foodpanda Group также осталась довольна сделкой. "Данная сделка - важнейшее событие для Foodpanda, которое подтверждает нашу способность создавать и масштабировать лидирующие сервисы доставки продуктов", - поделился основатель и CEO Foodpanda Group Ральф Венцель. Он считает, что переход бизнеса Delivery Club к Mail.Ru Group позволит компании Foodpanda сосредоточиться на рынках Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы, укрепить свои лидерские позиции.

Аналитики cчитают, что Delivery Club была переоценена в рамках сделки. "Мультипликатор стоимости к выручке превышает 10 и безусловно весьма высок. Однако покупка проекта стратегом - специфическая сделка. Стратег в лице Mail.Ru способен заработать на подобном проекте на порядок больше, чем независимый инвестор. Поэтому стратеги часто покупают проекты дорого", - поделился аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын.

Аналитик предположил, что инвесторы хотят, чтобы Mail.Ru Group обрисовала новые пути диверсификации бизнеса и чтобы, подобно планам Google или Amazon, в этих планах были не только Интернет и мобильная связь. "Однако вряд ли инвесторов обрадует намерение российской компании соревноваться с Google в области беспилотных автомобилей, дронов или выпустить собственный смартфон. От российской компании ждут проект полегче, и главное - с более быстрыми и очевидными способами заработка", - рассказал Леонид Делицын. Эксперт считает, что в этой ситуации идея вложиться в доставку еды на основе мобильного приложения может удовлетворить спрос акционеров на планы развития.

При этом он полагает, что текущие показатели рынка оказываются не слишком важны, потому что Mail.Ru имеет возможность формировать этот рынок. "При инвестициях в Foodpanda российский рынок оценивали в $1,5 млрд и предрекают ему быстрый рост", - сказал представитель "Финам". Эксперт предположил, что общий объем российского рынка доставки еды в перспективе трех лет составит около $4 млрд.

С тем, что сделка между компаниями специфическая, согласилась и заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова. Аналитик считает, что сумма сделки в $100 млн представляется завышенной, однако дьявол кроется в деталях. "Я была бы осторожной в объявлении этой суммы неадекватной. Завышенный коэффициент отношения капитализации - для непубличных компаний - цены сделки - к годовой выручке может свидетельствовать о том, что продавец и покупатель ожидают высоких темпов роста выручки от этого актива уже в ближайшие год-два", - сказала она.

По мнению Натальи Мильчаковой, это вполне реально, так как рынок доставки готовой еды очень перспективен и практически не подвержен влиянию кризиса. "По нашей оценке, в 2015 году объем рынка доставки готовой еды в денежном выражении составил примерно $1,7-2 млрд, темпы роста, по оценкам самих компаний, составили 45%", - поделилась статистикой представитель "Альпари". По ее словам, такие темпы роста в России, где экономика находится в падающем тренде, большая редкость. "Поэтому, видимо, и такая высокая цена", - сказала Наталья Мильчакова, предположив, что в следующем году выручка Delivery Club может возрасти примерно на 50%. "В течение ближайших пяти лет, по нашей оценке, темпы роста рынка готовой еды в России останутся на уровне 25-40% в год", - заключила она.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко считает, что для такой сделки сумма в $100 млн - число слишком круглое и небольшой пока объем бизнеса Dеlivery Club свидетельствует о существенной переоценке стоимости компании. Кроме того, продолжает аналитик, финансовая модель не ясна, и, возможно, компания пока не получает прибыли либо она незначительна. "Во всяком случае за $100 млн можно в течение полугода создать и раскрутить крупный бизнес, аналогичный Dеlivery Club, используя рекламные возможности Mail.Ru", - заключил Георгий Ващенко.

Напомним, что это уже вторая покупка Mail.Ru этой осенью. В начале октября компания заявила о приобретении российской компании - разработчика мобильных игр Pixonic за $30 млн (см. новость ComNews от 4 октября 2016 г.). По мнению экспертов, этот актив достался Mail.Ru Group примерно на 45% дешевле, если сравнивать с аналогичными сделками на мировом рынке.