Василиса Белокопытова
27.10.2016

Минкомсвязи разрабатывает виджет для жалоб на госуслуги, который будет установлен на всех порталах федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Для этого ведомство подключит все порталы к Федеральной государственной информационной системе досудебного обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг (ФГИС ДО), разработанной в прошлом году. Создание виджета обойдется ведомству в 6 млн рублей, подрядчик пока не определен.

Минкомсвязи разработает расширение для всех сайтов госуслуг, которое позволит оставить жалобу на любого чиновника или ведомство, авторизовавшись на портале. Согласно техническому заданию, виджет должен быть готов к 25 ноября этого года, начальная цена контракта — 6,7 млн рублей, однако подрядчик еще не определен.

 — Виджет портала досудебного обжалования сможет разместить на своем портале любой федеральный или региональный орган исполнительной власти, а также любой орган местного самоуправления, который подключен к механизму "Открытая платформа", — прокомментировали в пресс-службе Минкомсвязи. — В целях обеспечения возможности рассмотрения жалоб к ФГИС ДО уже подключены все 62 федеральных органа исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, предоставляющие государственные услуги, а также более 2350 их территориальных органов. Кроме того, к системе подключено более 1 тыс. региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и свыше 1,2 тыс. органов местного самоуправления. 

Система ФГИС ДО создается в соответствии с постановлением правительства № 1198 от 20 ноября 2012 года. Ответственным органом, создающим информационную систему для жалоб граждан, назначено Минкомсвязи. В феврале прошлого года ведомство запустило отдельный портал, где можно разместить жалобу и отслеживать решение вопроса. Например, можно сообщить об отказе о приеме документов, нарушении срока предоставления услуг, нарушении срока регистрации запроса на госуслугу. Ответ на жалобу должен быть предоставлен в течение 15 дней с момента подачи заявки.

Теперь Минкомсвязи установит специальный виджет на всех существующих порталов государственных и муниципальных услуг. Например, на региональном портале, через который и оформлялся запрос на ту или иную услугу, можно будет выбрать кнопку "Пожаловаться". На всех сайтах форма заявки будет одинаковая: необходимо авторизоваться, выбрать в выпадающем меню ведомство, к которому относится жалоба, услугу, по которой возникла проблема, и выбрать предпочтительную форму оповещения о решении вопроса: в личном кабинете, письмом или по СМС. Вне зависимости от того, через какой портал поступила жалоба, она придет в ответственное ведомство. 

В пресс-службе Минкомсвязи "Известиям" рассказали, что с 1 января 2015 года по 1 августа 2016 года с помощью системы досудебного обжалования подано более 14 тыс. жалоб, более 12,5 тыс. из которых уже обработано. 

— По факту не предоставления ответов заявителям на жалобы, а также по факту нарушения сроков предоставления ответов заявителям проводятся регулярные проверки, — подчеркнули в министерстве.

Согласно внутренней статистике портала жалоб на госуслуги, в сентябре этого года больше всего жалоб было на назначение пенсии, рассмотрение заявлений на распоряжение материнским капиталом, на получение справок по налогам, сборам, штрафам. Жаловались на пенсионный фонд, федеральную службу судебных приставов, миграционную службу, налоговую службу и ГИБДД.

Сейчас Минкомсвязи определяет подрядчика, который сделает расширение для сайтов госуслуг. Начальная сумма контракта составляет 6,7 млн рублей. В конкурсе участвуют две компании: ООО "Центр разработки" оценила такую работу в 6 млн рублей, ООО "Наумен консалтинг" оценила разработку в 5,5 млн рублей. Согласно техническому заданию, виджет должен быть интегрирован с системой Naumen Service Management Platform, разработчиком которой является АО "Наумен". 

Основатель агентства Arb Digital Владислав Арбатов не понимает, из чего складывается сумма разработки виджета в 6,7 млн рублей, заявленная Минкомсвязи. По его мнению, цена проекта должна быть не выше 1 млн рублей. При этом он считает, что сама идея жалоб на госуслуги в один клик — верная и ожидаемая.

 — Судя по техническому заданию, Минкомсвязи разрабатывает простой виджет, состоящий из формы обращения, небольших дополнительных модулей типа карты на базе "Яндекса". Единственное, что тут представляет минимальную трудность в реализации, — интеграция виджета с действующей платформой Naumen Service Management Platform, где агрегируются обращения граждан. Допустим, на эту интеграцию для сторонней компании уйдет большая часть суммы — не более 800 тыс. рублей. Если же подряд выиграет "Наумен консалтинг", то им нужно будет сделать простую надстройку над своей же программой, что также не может стоить дорого, а сам виджет стоит максимум 200 тыс. рублей, — размышляет Владислав Арбатов. — В случае грамотной реализации проект поможет структурировать обращения граждан с помощью онлайн-каналов и снизить негатив в отношении "безответных" обращений, сократив их процент.