Кирилл Седов
Олег Сальманов
06.07.2016

Сбербанк создал в структуре группы компанию "СБ-телеком", следует из обновленного списка аффилированных лиц Сбербанка, сообщил вчера "Интерфакс".

"СБ-телеком" "призван удовлетворять внутренние потребности" Сбербанка и оказывать комплексные сервисы клиентам группы в услугах связи, говорит представитель банка. Пока у компании нет лицензий Роскомнадзора на предоставление услуг связи, следует из реестра ведомства.

Из информации в "СПАРК-Интерфаксе" следует, что уставный капитал "СБ-телекома" (принадлежит Сбербанку через компании "Цифровые активы" и "Цифровые технологии") составляет 100 млн руб., а возглавил компанию управляющий директор дирекции по развитию цифрового бизнеса Сбербанка Руслан Гурджиян. Он вчера отказался от комментариев.

Сбербанк с 2015 г. ведет переговоры с несколькими сотовыми операторами о создании виртуального оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), рассказывали ранее "Ведомостям" сотрудники двух операторов и человек, знакомый с менеджерами Сбербанка. Наиболее вероятным партнером банка они называли тогда "Т2 РТК холдинг" (бренд Tele2). По словам одного из них, подписание соглашения было запланировано на ноябрь. Но сейчас активнее всего в переговорах ведет себя МТС, знает он.

"T2 РТК холдинг" продолжает вести переговоры по созданию MVNO со Сбербанком, подтвердил вчера представитель оператора Константин Прокшин. Представители "Мегафона", МТС и "Вымпелкома" отказались от комментариев.

Говоря о предоставлении телекоммуникационных услуг, Сбербанк подразумевает именно мобильную связь и создание MVNO, считает гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов. По его мнению, развитие этих услуг Сбербанком выглядит логично. Оно будет направлено не только на зарабатывание денег, но в большей степени – на обеспечение лояльности клиентов за счет предоставления более комплексных услуг. Для Сбербанка выход на рынок услуг связи оправдан наличием большой клиентуры и обширной сети точек продвижения, считает Анкилов.

Теоретически создание MVNO может помочь банку решать вопросы, связанные с безопасностью собственных сервисов и доставкой сообщений от банка клиенту, которые сейчас идут преимущественно через sms, рассуждает гендиректор Markswebb Rank & Report Алексей Скобелев. Кроме того, это позволит банку сэкономить на sms-рассылках, добавляет он. Поскольку банковское обслуживание все больше перемещается в интернет, зависимость от не подконтрольных банку каналов связи, с точки зрения Сбербанка, создает потенциальные риски, предполагает он. Сбербанк понимает, что в ближайшие годы обслуживание клиентов перейдет в цифровое пространство, и приходит к выводу о необходимости собственной трансформации в цифровую компанию, рассуждает он.

У Сбербанка инновационная и прогрессивная команда и, возможно, у нее есть идеи по созданию конгломерата банковских и телекоммуникационных услуг в виде единого пакета, говорит партнер Deloitte Антон Шульга. Например, речь может идти о создании облачного сервиса для малого и среднего бизнеса, который позволит клиентам вести удаленную бухгалтерию и предоставит банковское обслуживание, рассуждает он. MVNO-проект может пригодиться Сбербанку главным образом для развития бесконтактных платежей, считает Шульга.