© ComNews
19.05.2016

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова направит в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) запрос для оценки соответствия законодательству процедур закупок иностранного программного обеспечения (ПО) двумя федеральными органами государственной власти - Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации в лице подчиненной ему структуры ФГБУ "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Решение об обращении в ФАС было принято по итогам состоявшегося 18 мая заседания временной комиссии Совфеда по развитию информационного общества под председательством Людмилы Боковой.

Исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" Евгения Василенко на заседании комиссии сообщила о деталях закупок ПО указанными структурами, которые могут расцениваться как нарушения закона от 29.06.2015 №188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и ст.14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Этот закон вступил в силу 1 января 2016 г. Он, в частности, запрещает закупки государственными органами иностранных товаров и услуг. Закон допускает исключения из этого запрета, но в этих случаях требует от заказчиков опубликовать обоснование невозможности закупок отечественной продукции. Основанием покупки иностранных товаров могут быть в том числе отсутствие отечественных аналогов или несовместимость российской продукции с ранее установленными и используемыми заказчиком продуктами.

По информации, представленной Евгенией Василенко, ИАЦ поддержки ГАС "Правосудие" в апреле текущего года объявил конкурс на закупку компьютерной техники и ПО на общую сумму более 700 млн руб., в том числе, согласно конкурсной документации, предполагалось купить лицензии на продукты компании Microsoft на 220 млн руб.: операционную систему Windows и пакет Microsoft Office. В этом случае по закону закупщик должен был опубликовать обоснование приобретения этого ПО вместо отечественной продукции с указанием конкретных параметров российских продуктов, которые его не удовлетворяют.

Однако в первоначальной документации на тендер не было никакого обоснования покупки лицензий Microsoft. Спустя несколько дней обоснование появилось, но в нем было указано, что в классе офисных решений нет российского программного обеспечения, хотя это не соответствует действительности, согласно данным реестра Минкомсвязи. Еще через некоторое время появилось новое обоснование невозможности покупки российского ПО, где его наличие теперь признавалось и приводился перечень его названий. Теперь ИАЦ объяснял, что российское ПО не может быть куплено, так как оно не обеспечивает совместимость с подсистемами ГАС "Правосудие".

Тендер Росреестра также предусматривает закупки лицензий Windows и Microsoft Office на сумму более 25 млн руб. При этом заказчик в опубликованном обосновании отказа от закупок российского ПО написал, что не может определить класс необходимого отечественного продукта в связи с отсутствием классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Однако такой классификатор утвержден Минюстом и опубликован на интернет-сайте реестра Минкомсвязи.

Заказчики признали изложенные факты. Заместитель руководителя ИАЦ поддержки ГАС "Правосудие" Роман Калина сказал, что появление разных вариантов обоснования невозможности покупки российского ПО связано с недостатками в работе подразделения, которое готовило это обоснование.

В то же время, по словам Романа Калины, основные 43 программных изделия, входящие в состав ГАС "Правосудие" и являющиеся основой ее подсистем, разрабатывались еще с 2004 г. и ориентированы на использование интерфейсов программирования приложений (Application Programming Interface, API) Microsoft. Соответственно, все 120 тыс. рабочих мест в рамках ГАС "Правосудие" должны оборудоваться продуктами компании Microsoft, чтобы иметь возможность обращаться к основной системе.

"Поэтому в рамках обновления компьютерного парка были закуплены и лицензии ПО Microsoft, так как саму ГАС "Правосудие" изменять нельзя без утверждения нового технического проекта и получения финансирования работ для его осуществления. Такой проект разработан, однако его финансирование и конкретный план реализации не утверждены", - сообщил Роман Калина.

Заместитель начальника Управления информатизации и развития электронных услуг Росреестра Сергей Корниенко согласился, что обоснование отказа от покупки отечественного ПО написано некорректно. По его словам, реальная причина в том, что действующие версии информационных систем Единого государственного реестра прав и Единого кадастра недвижимости, созданные в 2002-2004 гг. на базе платформы Microsoft, планируется вывести из эксплуатации после введения в строй в 2017 г. их новых версий на базе свободного ПО.

"Было решено для рабочих мест купить временные лицензии Windows и Microsoft Office с целью использования на период эксплуатации ныне существующих версий информационных систем", - пояснил представитель Росреестра.

Член комиссии президент Фонда информационной демократии Илья Массух заявил, что внутренние планы ведомства не являются основанием для невыполнения требований закона и решений правительства РФ. Кроме того, большие вопросы, по мнению Ильи Массуха, вызывает покупка Росреестром в рамках того же тендера решения Microsoft Office 365, которое предусматривает хранение всех созданных в нем документов в облаке на серверах, расположенных за пределами России.

"Учитывая, что многие документы Росреестра содержат персональные данные граждан, использование Office 365 ведет и к нарушению закона "О персональных данных", который запрещает хранить их на ресурсах за рубежом", - сказал Илья Массух.

"Направление запроса в ФАС необходимо для того, чтобы понять, насколько соответствует закону практика составления конкурсной документации, в частности обоснований отказа от закупки отечественного программного обеспечения, допущены ли были нарушения в проводимых тендерах и если да, то в чем они состоят", - подчеркнула сенатор Людмила Бокова.

Илья Массух заявил, что значение этого запроса состоит и в том, чтобы не допустить использования некорректных обоснований закупки иностранного ПО в качестве прецедента - как российскими госзаказчиками, так и зарубежными поставщиками.

"Такие неправильные обоснования не должны стать постоянной практикой. Тем более что наши ИТ-специалисты и без того в течение многих лет приучались ориентироваться на зарубежные продукты. Кроме того, нужно подчеркнуть, что западные ИТ-компании, включая Microsoft, имеют специальные отделы, задача которых - поиск путей обхода российского импортозамещающего законодательства", - сказал Илья Массух.       

В этой связи представитель пресс-службы Microsoft в России Кристина Давыдова заявила корреспонденту ComNews, что "информация о наличии в Microsoft в России такого отдела, подразделения или отдельных специалистов не соответствует действительности".