Алла Галанова
© ComNews
07.04.2016

Федеральный спутниковый оператор "Орион" (ООО "Орион Экспресс") подвел итоги деятельности в I квартале 2016 г. Абонентская база оператора к концу марта 2016 г. достигла 2 млн 839 тыс. домохозяйств. Общий объем финансовых поступлений компании по основным направлениям деятельности за I квартал 2016 г. составил 798,7 млн руб. Аналитики считают, что динамика активной абонентской базы оператора близка к стагнации на фоне перенасыщения рынка.

Регионами-лидерами по темпам прироста абонентской базы за I кв. 2016 г. стали Челябинская и Астраханская области (+3%), республики Саха (Якутия) и Башкортостан (+2%), Камчатский, Хабаровский и Алтайский края (+2%), Омская, Сахалинская и Новосибирская области (+2%).

Абонентская база оператора к концу марта 2016 г. достигла 2 млн 839 тыс. домохозяйств. Таким образом, год к году база абонентов прибавила 184 тыс. (2 млн 655 тыс. было в I квартале 2015 г.). Однако с начала года абонбаза практически не изменилась. По итогам 2015 г. абонентская база "Ориона" выросла на 9% по сравнению с 2014 г. и составила более 2,8 млн абонентов.

Что касается денежных поступлений, то наибольший рост продемонстрировало направление "комплекс услуг телевещателям". Объем поступлений по нему вырос на 25%, объем реализованной спутниковой емкости увеличен на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  

В продуктовом портфеле компании доля услуг DTH (оказание услуг платного ТВ абонентам) по итогам I кв. 2016 г. составляет 78%, комплекс услуг телевещателям - 19%, дистрибуции телеканалов - 3%. Общий объем поступлений по ним составил 798,7 млн руб., что немного меньше уровня данного показателя за аналогичный период 2015 г. (802 млн руб. было по итогам I кв. 2015 г.). 

По данным оператора, реализация спутниковой емкости также остается одним из ключевых направлений деятельности оператора. Общий объем спутниковой емкости "Ориона" к концу марта 2016 г. составил 714 МГц, объем реализованной емкости достиг 248,5 МГц. Всего за три месяца 2016 г. было реализовано 4,5 МГц, что на 50% превышает аналогичный показатель I кв. 2015 г.

Количество реализованных в рамках программы приемников увеличилось на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Это стало следствием реализации программы обмена приемников с поддержкой формата MPEG2 на приемники с поддержкой формата MPEG4.

"Кризисные явления в экономике ускорили замедление роста рынка, став причиной существенного снижения объемов подключения новых абонентов в I кв. 2016 г. Для большинства участников рынка DTH данный тренд ожидаем. Фокус внимания компаний, стремящихся сохранить финансовую устойчивость в текущей экономической ситуации, сегодня сосредоточен на работе с существующей абонентской базой", - прокомментировал отчетные результаты генеральный директор компании "Орион" Кирилл Махновский. 

"Орион" продолжает развивать присутствие на смежных рынках. Так, в марте 2016 г. оператор приступил к реализации систем безопасности компании "Гольфстрим охранные системы" через дилерскую сеть с привлечением партнеров - установщиков спутникового оборудования (см. новость ComNews от 1 апреля 2016 г.).   

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко говорит, что показатели "Ориона" за I кв. 2016 г. свидетельствуют о хорошем результате. "Несмотря на то что рынок в целом растет очень медленно, на 5-6% в год, отдельные игроки демонстрируют опережающий рост. Сейчас доля рынка "Ориона" - около 10%, но тенденция к росту сохранится. На горизонте пяти лет на этом рынке останется пять-семь крупных федеральных игроков", - отмечает он.

Однако финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин считает иначе. По его мнению, компания представила ожидаемо слабые операционные показатели, поскольку динамика активной абонентской базы была близка к стагнации на фоне перенасыщения рынка, высокой конкуренции и сложной экономической конъюнктуры. "При этом, судя по всему, оператор продолжил терять в рентабельности на уровне операционной и чистой прибыли вследствие повышенных расходов из-за высокой валютной составляющей. Долю рынка оцениваю в 7%", - говорит он.

Заместитель руководителя аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова результаты оценивает довольно сдержанно. "С одной стороны, нет роста выручки к аналогичному периоду прошлого года, но, с другой стороны, нет и падения, то есть компания сохраняет стабильные темпы роста доходов. Однако по темпам увеличения абонентской базы она отстает от рынка, показав рост только в 1,4% против общего роста рынка спутникового телевидения, который, по нашим оценкам, за I кв. вырос на 3% год к году", - говорит она.

Как видно из отчета, полагают в "Альпари", у компании рост абонентской базы обеспечен за счет Сибири и Дальнего Востока. "Там пока еще проникновение спутникового ТВ не очень велико, около 55%, в то время как в Москве, Петербурге и ряде регионов до Урала проникновение спутникового ТВ составляет 70%. То есть в других регионах у "Ориона" абонентская база не росла или даже снижалась, так как, вполне возможно, конкуренция на рынке спутникового ТВ очень высока", - говорит Наталья Мильчакова.