Игорь
Башков

генеральный директор ООО "Нетрика Медицина"
© ComNews
05.08.2024

Минздрав России активно использует инцидентный подход для решения приоритетных задач, стоящих перед системой здравоохранения. Достигать целевых показателей, установленных министерством, регионам помогают прикладные цифровые инструменты – в частности, аналитические системы. Подробнее об этом на примере платформы управления данными "N3.Аналитика" рассказал Игорь Башков, генеральный директор ООО "Нетрика Медицина".

Российскому здравоохранению – лучший мировой опыт

Российский опыт федеральных и отраслевых инцидентов опирается на лучшие практики госуправления. В 2000-х годах во многих странах мира начали успешно внедрять офисы по управлению достижением результата (известные также как ситуационные центры или Delivery Unit). Такая модель позволяет сфокусироваться на реализации важнейших социально значимых проектов в здравоохранении, образовании, строительстве и других ключевых отраслях.

Модель подразумевает создание специальной госструктуры, которая транслирует отраслевым игрокам ключевые приоритеты правительства, координирует работу органов власти с фокусом на узких результатах, выступает межведомственной площадкой для разрешения проблем и проводит независимый мониторинг. В России инцидентный подход апробировали на организации крупных спортивных мероприятий, в частности, Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Полученные результаты убедили правительство взять его на вооружение.

В здравоохранении новая модель быстро доказала свою эффективность. В качестве примера напомню, что "Федеральная электронная регистратура" – первая версия компонента ЕГИСЗ для организации предоставления услуг "Запись на приём к врачу" и "Вызов врача на дом" через Единый портал госуслуг (ЕПГУ) – была разработана и начала внедряться еще в начале 2010-х годов. Но только за последние два года, с момента запуска федерального инцидента №38 и повышения внимания к этому вопросу на национальном уровне, проект достиг существенного прогресса. Многие вопросы участников информационного взаимодействия, которые раньше могли обсуждаться многие месяцы, стали решаться очень оперативно.

Второй концепцией, которая обеспечила решение приоритетных типовых задач здравоохранения в рамках инцидентов, стал переход к управлению на основе данных. Применение аналитических систем дало возможность координационному центру Минздрава России и региональным медицинским информационно-аналитическим центрам (МИАЦ) обрабатывать огромные объемы данных, отслеживать целевые показатели инцидентов в каждом субъекте РФ и принимать меры по их корректировке.

Вчера: инцидент №38 "Запись на приём к врачу"

Одной из предпосылок к запуску федерального инцидента №38 стала проверка качества работы сервиса "Запись на приём к врачу" на ЕПГУ, которую Минцифры России провело в 2022 году. Оказалось, что успешной записи пациента на приём препятствует целый ряд технических и организационных ошибок, разных в зависимости от региона и медицинского учреждения. К примеру, к техническим ошибкам относится сбой в медицинской системе, а к организационным – отсутствие номерков к тому или иному специалисту. Осенью 2022 года лишь 30% попыток записаться к врачу через ЕПГУ были успешными.

Инцидент №38 стартовал 25 сентября 2022 года. Регионам предстояло добиться целевых показателей по доле успешных записей к врачу и обеспечить пациентам возможность попасть на приём в течение двух недель, для чего своевременно выявлять возникающие ошибки и оперативно устранять их причины.

В помощь регионам мы создали на базе платформы "N3.Аналитика" сразу несколько новых решений: мониторинг ошибок записи к врачу на ЕПГУ в режиме реального времени, мониторинг талонов на приём во всех медицинских организациях региона, а также специальные дашборды, позволяющие оценить ведение расписаний приёма на соответствие нормативам. В частности, аналитическая система проверяет каждый шаг сессии пользователя на ЕПГУ, собирает подробные сведения по возникающим ошибкам, сравнивает фактические первичные данные и данные ЕПГУ, оценивает доступность врачей-специалистов. На основе этой информации орган управления региональным здравоохранением получает подробную отчётность по выявленным организационным и техническим ошибкам записи на приём.

Всего на платформе доступны несколько десятков отчетов. Они позволяют глубоко проанализировать причину каждого негативного случая и решить вопрос комплексно, а не формально. Ведь то, что на национальном уровне видится как ошибка, внутри региона не всегда является таковой. Например, в одном из кейсов отказ системы в записи был обусловлен тем, что пациент пытался получить второй номерок к специалисту, к которому уже записался ранее. Подобных примеров очень много, и оперативная аналитика дает возможность организаторам здравоохранения разобраться в любой проблеме.

Новый подход к реализации проекта, а также совместные усилия Минздрава России, регионов и вендоров дали свои плоды. К апрелю текущего года доля успешных записей к врачу через Госуслуги выросла до 59%.

Сегодня: инцидент №7 "Электронные медицинские книжки"

В настоящее время мы активно помогаем регионам в работе по отраслевому инциденту, связанному с контролем проведения медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек в электронном виде (ЭЛМК). Согласно последним изменениям законодательства, цифровые медкнижки станут обязательными с 1 сентября 2025 года. Однако уже сейчас структурированные электронные медицинские документы (СЭМД) о прохождении медосмотров передаются в подсистему РЭМД ЕГИСЗ Минздрава России и реестр ЭЛМК ФГИС Роспотребнадзора.

До июля 2024 года данные передавались с помощью первой редакции соответствующего СЭМД. Сегодня данные из регионов передаются в виде СЭМД новой редакции. В обеих редакциях СЭМД используется международный стандарт передачи медицинских данных HL7 CDA, с технической точки зрения они представляют собой XML-документы.

Новый инцидент поставил перед регионами и вендорами более сложные задачи, поскольку на этот раз мы имеем дело с межведомственным взаимодействием Минздрава России и Роспотребнадзора. Зачастую возникают ситуации, когда регион передал электронные медицинские документы в РЭМД ЕГИСЗ, но при этом на стороне Роспотребнадзора они "не видны", так как не прошли форматно-логический контроль (ФЛК) в информационной системе этого ведомства.

ФЛК Роспотребнадзора помогает выявлять случаи, когда осмотр для оформления медкнижки проводится формально. Например, находить СЭМД, в которые не внесены данные о прививках – критически важная информация о работнике, от здоровья которого может зависеть здоровье других людей.

Таким образом, регионам уже не достаточно обеспечить своевременную передачу СЭМД на федеральный уровень – необходимо "заглядывать" в эти документы, т.е. проверять их содержание. И в ходе работы по инциденту №7 мы опробовали новую разработку – "N3.Аналитика: экстрактор данных из СЭМД". Это инструмент, который позволяет нашим заказчикам самостоятельно извлекать необходимые структурированные данные из СЭМД и формировать витрины данных для подготовки отчётов. В результате регионы получили механизм, позволяющий собирать и обрабатывать первичные медицинские данные из юридически значимых СЭМД, наиболее важных при работе с конкретным инцидентом (и из любого другого вида СЭМД или XML-документа). Отчёты, которые формируются в нашей аналитической платформе на основе собранных данных, помогают выявлять и детализировать ошибки заполнения документов – вплоть до уровня конкретного медучреждения и врача.

Завтра: инцидент №9 по снижению избыточной смертности

Весной 2024 года стало известно о работе Минздрава России над федеральным проектом по снижению избыточной смертности. Инцидент №9 призван способствовать сокращению демографических потерь и повышению среднего показателя продолжительности жизни в стране до 78 лет к 2030 году.

Сейчас отраслевым экспертам доступно лишь общее описание проекта, но по нему можно сделать вывод о том, что инцидент №9 не ограничится работой с отдельными видами СЭМД, связанными с показателями смертности. Реализация этого инцидента подразумевает мониторинг как минимум шести групп показателей. Среди них прохождение диспансеризации и профилактических осмотров, мониторинг потребления алкоголя и табака, анализ медицинской помощи пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и другие метрики.

Работа по новому инциденту потребует больших усилий и охватит, по сути, всю отрасль. Регионам потребуется аналитика по ключевым показателям инцидента, детализированные сведения по достоверности первичных медицинских данных, решения для контроля достижения показателей. Региональные системы здравоохранения уже накопили огромный объем первичных данных, ведь количество СЭМД, формирующихся в крупных субъектах РФ, измеряется десятками миллионов в год. Наша аналитическая система готова работать с такими массивами данных, а новый инструмент для извлечения данных из СЭМД поможет оперативно готовить отчётность по любым видам электронных медицинских документов и по всем показателям, которые будут важны для успешного "разрешения" инцидента.

Мы видим, как динамично государство осваивает концепцию управления на основе данных в сфере здравоохранения, и готовы создавать и развивать самые современные цифровые инструменты, чтобы отдельные регионы и страна в целом прошли этот путь проще и быстрее.