© ComNews
11.12.2015

Российский бизнес живет в условиях непредсказуемого завтра - компании не могут строить планы дальше, чем на полгода, ИТ-проекты внедряются не для развития, а для сокращения расходов. Об этом говорили участники конференции "Информатизация бизнеса в России", организованной газетой "Ведомости".

По данным IDC, в 2013 г. объем рынка ИКТ в России составил 34 млрд руб. В 2015 г. компания прогнозирует падение ниже 16 млрд руб. Как сообщил вице-президент IDC в России и СНГ Роберт Фариш, объем рынка вернулся на уровень 2005 г.

Практически все участники конференции отмечали важную тенденцию: российский бизнес не чувствует уверенности в будущем. Компании снижают горизонты планирования, растет количество отставок. Проекты, которые не могут дать прибыль через полгода, замораживают. Финансирование получают только ИТ-проекты, связанные с повышением эффективности и сокращением затрат. Напомним, что об этой тенденции недавно говорили авторы исследования, проведенного компанией SAP и Национальным агентством финансовых исследований (см. новость ComNews от 4 декабря 2015 г.).

Модератор дискуссии главный редактор BISA Олег Седов считает, что современный российский бизнес работает в условиях венчурного капитализма. Расти можно, только делая инвестиции с высокой степенью риска. Как сообщил председатель ИТ и телеком комитета Ассоциации европейского бизнеса Эдгарс Пузо, у компаний в Европе и США горизонт планирования - три-пять лет, у российских - полгода. Он также отметил, что иностранные компании, может, и хотели бы инвестировать в Россию, но из-за непредсказуемости действий российских властей, в том числе курса на импортозамещение, занимают выжидательную позицию.

По мнению Олега Седова, более точное определение - импортозапрещение. "Иностранные продукты запрещены, но на замену ничего не предложено", - пояснил он. В защиту протекционистских мер выступила исполнительный директор ассоциации "Отечественный софт" Евгения Василенко. Она считает, что у российских разработчиков есть достойные продукты, но маркетинговые и лоббистские ресурсы российских компаний и западных корпораций не равны. "При проведении тендеров российские решения часто даже не рассматривают. Сообщения о конкурсах публикуются сразу с условиями, "заточенными" под иностранные продукты", - сказала она. Евгения Василенко уверена, что, принимая "импортозамещающие" законы, российские власти не запрещают иностранные ИТ-продукты, а добиваются прозрачности выбора.

Как утверждает Эдгарс Пузо, защита своего производителя - нормальный процесс, иностранных инвесторов не устраивает другое. "Идет параллельный процесс. Два года назад иностранные компании попросили инвестировать в российский рынок. Иностранцы пришли и инвестировали. Но инвесторы, и иностранные, и российские, хотят четкого понимания, что будет дальше. Инвесторы готовы меняться. Хотите, чтобы продолжали инвестировать - скажите как, хотите, чтобы создавали компетенции в России - объясните правила, условия", - пояснил он. Как уверяет представитель Ассоциации европейского бизнеса, иностранцев пугают не протекционистские меры, а сумбур и непредсказуемость на фоне кризиса и "схлопывания" рынка. "Рынок ИТ был одним из самых свободных. Сейчас регулятор хочет его контролировать. И к чему это все приведет - пока непонятно", - сказал он. Роберт Фариш поддерживает заявил, что протекционистские меры есть везде, в принципе, это правильно, но в России отсутствует главное - стратегия. Он считает, что стратегии не разрабатываются на год-два, последствия таких действий нужно просчитывать на долгосрочный период.