Дарья Тросникова
Павел Кантышев
22.10.2015

За 2014 г. венчурные инвесторы вложили 59,5 млрд руб. в компании российского интернета, сообщают аналитики Ассоциации электронных коммуникаций (НП "РАЭК") и Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) со ссылкой на данные Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Они насчитали 282 сделки на различных стадиях — от посевного этапа до поздних раундов и выходов, на которые приходится 87% от всей суммы сделок (например, покупка Авто.ру и Кинопоиска). Больше всего сделок – 102 штуки – пришлось на ФРИИ, при этом общий объем инвестиций на ранних этапах приближается к 4 млрд руб., говорится в отчете.

В марте 2015 г. Российская венчурная компания (РВК) совместно с Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ) отчитались о состоянии рынка за 2014 г. Тогда объем венчурных инвестиций в России сократился на 26% до $480,9 млн год к году. Главным итогом года аналитики РВК и PwC называли рост выходов инвесторов из проектов. Их стало больше на 43%, а их суммарный размер увеличился на 51%: в 30 сделках инвесторы смогли выручить $731,5 млн.

Другим важным итогом 2014 г., который отметили все участники рынка, опрошенные "Ведомостями", стал рост инвестиций в ранние стадии проектов. Согласно исследованию, они выросли на 4% до $141 млн, а в общей массе венчурных сделок их доля выросла до 30%.

В прошлые годы фонды фокусировались на инвестициях поздних стадий, поэтому было очень мало проектов на посевной стадии (сделки до 15 млн руб.), а в 2014 г. в дефиците уже качественные подросшие стартапы, объяснял тогда инвестиционный директор ФРИИ Максим Штейгервальд. В 2014 г. двигателем рынка стали проекты предпосевной стадии (до 1 млн руб.); благодаря им можно решить проблему недостатка и низкого качества стартапов на дальнейших стадиях и выровнять рынок в 2015–2016 гг.

Инвестиции на посевной стадии, скорее всего, выросли благодаря работе ФРИИ, предполагал в марте управляющий партнер фонда Inventure Partners Сергей Азатян. Если в 2015 г. подобная тенденция сохранится (в первую очередь благодаря государственным инвестициям), то это поддержит рынок. На более поздних этапах (таких как раунды A и B, где инвесторы обычно инвестируют от $1 млн до $10 млн) компаниям придется самим искать поддержку на рынке – для государства это слишком большой размер вложений.