Минэкономразвития взяло тарифы под крыло
Как стало известно ComNews, Минэкономразвития (МЭР) не поддержало инициативу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по ослаблению регулирования рынка фиксированной телефонии и отправило в аппарат правительства РФ соответствующее письмо. МЭР считает, что это может негативно повлиять на социально-экономическую обстановку в стране. В документе министерство предлагает продлить тарифную кампанию до 2016 г., а также модернизировать действующее законодательство в этой сфере и таким образом либерализовать рынок.
Минэкономразвития вчера направило в аппарат правительства, в ФАС и в Минкомсвязи письмо с позицией по регулированию рынка, подписанное замминистра экономического развития Николаем Подгузовым (копия есть у ComNews). Подлинность документа и факт его отправки в профильные ведомства ComNews подтвердил референт отдела реформирования транспорта и связи Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Олег Мусиенко.
В письме Минэкономразвития вступило в полемику с ФАС. Напомним, в конце сентября антимонопольное ведомство направило в правительство предложения по дерегулированию тарифов на услугу междугородных звонков в сетях фиксированной связи, а также по освобождению от ценового регулирования субъектов естественных монополий, оказывающих услуги местной и внутризоновой связи (см. новость на ComNews от 30 сентября 2015 г.). ФАС утверждала, что операторы "фиксы" не могут единолично повлиять на рынок телефонной связи. Как объяснял представитель госоргана, их доля во всех субъектах РФ ниже доли сотовых операторов и составляет от 5% до 24%. Ратуя за рост конкуренции, ФАС предлагала вместо регулирования тарифов ввести мониторинг цен, устанавливаемых операторами.
Со своей стороны, Минэкономразвития считает, что предложения ФАС "де-факто являются инструментом скорейшего тарифного дерегулирования отрасли". Это может привести к "негативным социально-экономическим последствиям" для абонентов, операторов и государства, как следует из письма министерства.
Базовый набор социально значимых услуг связи в России подлежит прямому ценовому регулированию. Это защищает пользователей от необоснованного повышения тарифов. Например, часть услуг уже длительное время не индексируются (в их числе услуги внутризонового и междугородного телефонного соединения, услуга по предоставлению абоненту в постоянное пользование абонентской линии). Некоторые тарифы ежегодно снижаются (например, на услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи снижение ежегодно составляет до 10%).
Минэкономразвития отмечает, что действующее регулирование не ограничивает конкуренцию между операторами фиксированной и сотовой связи. Помимо обязательных, компании традиционной телефонии могут предоставлять и различные дополнительные тарифы, и пакетные предложения.
Регулирование также дает операторам простор для изменения цен на услуги. Государство устанавливает только верхний уровень тарифов по обязательным тарифным планам. Однако на деле операторы традиционной телефонии устанавливают наивысшую возможную стоимость звонка, компенсируя тем самым постепенно снижающиеся доходы от услуг фиксированной телефонии.
Это доказал и пилотный проект по отмене государственного регулирования тарифов "Ростелекома" и "Таттелекома" на местную и междугородную телефонную связь в 37 регионах РФ, который длился с февраля 2014 г. по февраль 2015 г. (см. новость ComNews от 10 апреля 2015 г.). Операторы увеличили тарифы по отдельным тарифным планам и отдельным регионам, где проводился эксперимент. Размеры тарифов превысили параметры их роста, одобренные правительством, на 7-14 процентных пунктов.
Подобный рост, как отмечают в Минэкономразвития, негативно отражается на социально-незащищенных слоях населения. К таким относятся пенсионеры, ветераны, инвалиды, многодетные и неполные семьи, малообеспеченные категории граждан и др. Увеличение цен по обязательным тарифным планам сказывается и на расходах госбюджета, так как госсектор тоже пользуется традиционной телефонией. Согласно данным анализа ФСТ России (на данный момент ФСТ входит в состав ФАС), 47% потребителей отрицательно относятся к отмене государственного регулирования тарифов на услуги фиксированной связи (5% - за). Анализ ФАС показал, что 44% опрошенных против такой отмены (11% - за), по данным ПАО "МегаФон", 60% - против.
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) более 71% абонентов считают, что государство должно регулировать тарифы телефонной связи. Данные центра показали, что 43% абонентов не готовы отказаться от услуг фиксированной телефонии, это связано с удобством вызова экстренных служб. Традиционная телефония обладает высоким и стабильным качеством связи, в отличие от непостоянного качества сигнала в сотовой сети.
"Учитывая это, выводы ФАС о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий с учетом заменяемости услуг фиксированной связи и услуг сотовой связи концептуально не поддерживаются", - отмечается в документе МЭР.
Министерство критически отнеслось и к предложению ФАС о мониторинге цен, которые устанавливают операторы. Подобный мониторинг требует всестороннего анализа возможных последствий, иначе он приведет к слабоконтролируемому процессу ценообразования на социально значимые услуги. Более того, как отмечено в документе Минэкономразвития, действующая нормативная правовая база не содержит инструментов, которые бы делали возможными меры контроля в форме мониторинга.
Министерство считает нужным выработать согласованные предложения по нормативно-правовому регулированию деятельности компаний - субъектов естественных монополий. На 2016 г. МЭР предлагает провести очередную тарифную кампанию и регулировать ценообразование, как прежде.
В дальнейшем, в период до проведения тарифной кампании на 2017 г., министерство предлагает модернизировать институт регулирования рынка традиционной связи. По идее МЭР, необходимо перейти на регулирование тарифов по методу предельного ценообразования. Регулирующий орган будет устанавливать коэффициент, учитывающий максимально допустимое ежегодное изменение тарифов, исходя из прогнозного уровня инфляции и состояния рынка услуг связи. Коэффициент будет представлять формулу "размер инфляции минус коэффициент повышения производительности".
Кроме того, ведомство считает важным до 2017 г. разработать "дорожную карту", которая бы содержала "комплекс мер по изменению действующей нормативной правовой базы". Это призвано как сохранить баланс интересов абонентов и операторов, так и способствовать большей либерализации рынка услуг связи.
Напомним, в перечень субъектов естественных монополий в области "услуг общедоступной электросвязи" входило несколько десятков компаний, в том числе "Ростелеком", "Московская городская телефонная сеть", "Таттелеком", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" и др. Например, у "Ростелекома" в структуре общей выручки львиную долю доходов (35%) формировала фиксированная телефония. Однако падение популярности и доходности фиксированной связи продолжается уже не первый квартал. Выручка этого сегмента по итогам II квартала 2015 г. составила 25,1 млрд руб., сократившись на 8% год к году, а количество абонентов снизилось на 9% - до 23,2 млн. Как заявляла старший вице-президент по управлению бизнесом "Ростелекома" Лариса Ткачук, компания постепенно замещает выпадающую выручку новыми услугами и цифровыми сервисами (см. новость ComNews от 20 августа 2015 г.).
По словам руководителя нормативно-правовой рабочей группы АРОС Василия Левчика, ассоциация региональных операторов связи (АРОС) традиционно выступает за либерализацию регулирования абонентских тарифов и поддерживает предложения ФАС, но с небольшими оговорками. АРОС считает целесообразным поэтапное прекращение тарифного регулирования, начиная с предоставления междугородного телефонного соединения и завершая предоставлением абоненту в постоянное пользование абонентской линии. "В связи с этим мы считаем предложения ФАС своевременными и реализуемыми, возможно - поэтапно", - подчеркнул он.
Василий Левчик напомнил о спорах между органами исполнительной власти о том, можно ли считать в стране свершившимся замещение услуг фиксированной телефонии услугами сотовой связи или нет. АРОС считает, что сотовые операторы в значительной мере телефонизировали не только города, но и сельскую местность. Он обратил внимание на такую социально значимую услугу, как предоставление абонентской линии. АРОС предлагает перестать относить эту услугу к общедоступным: она вполне может оплачиваться по рыночной стоимости абонентами, "желающими иметь такую роскошь помимо сотовых трубок у всех членов семьи".
Тем временем, по данным анализа ФСТ России, абоненты считают одной из ключевых целей фиксированной телефонии именно вызов экстренных служб и использование абонентской линии для других услуг (Интернет, телевидение, охранная сигнализация).
-
10.04.2015Тарифы - на суд правительства
-
20.08.2015"Ростелеком" нашел компенсацию
-
30.09.2015ФАС перезвонила по межгороду