© ComNews
20.08.2015

Компания "Ростелеком" отчиталась об итогах II квартала 2015 г. - все основные финансовые показатели год к году снизились. Причины - экономический кризис и падение спроса на традиционные услуги, которые формируют значительную долю в выручке. Выпадающие доходы компания намерена компенсировать за счет новых видов бизнеса. Большие надежды руководство возлагает на совместные предприятия - телемагазин с корейцами и дата-центры с "Интер РАО".

Подводя итоги квартала, старший вице-президент и финансовый директор ПАО "Ростелеком" Кай-Уве Мельхорн заявил, что руководство довольно результатом работы компании за отчетный период. "Он лучше, чем мы ожидали", - сказал он.

Выручка "Ростелекома" во II кв. 2015 г. составила 72,1 млрд руб., что на 0,7% меньше, чем год назад. OIBDA год к году снизилась на 3% - до 25,3 млрд. Маржинальность по этому показателю - 35,1%. Предыдущие три квартала рентабельность была ниже, поэтому в "Ростелекоме" нынешнюю OIBDA margin назвали высокой.

Во II кв. "Ростелеком" заметно снизил капзатраты: год к году этот показатель просел на 19% и составил 11,1 млрд руб. На 19% снизилась и чистая прибыль - до 6,1 млрд руб.

В структуре общей выручки "Ростелекома" львиную долю доходов (35%) формирует фиксированная телефония. Выручка этого сегмента по итогам II кв. составила 25,1 млрд руб. (снижение на 8% год к году), а количество абонентов сократилось на 9% - до 23,2 млн. Падение популярности и доходности фиксированной связи продолжается уже не первый квартал. Как заявила старший вице-президент по управлению бизнесом "Ростелекома" Лариса Ткачук, компания постепенно замещает выпадающую выручку новыми услугами и цифровыми сервисами.

Второй по величине доли в общих доходах (25%) сегмент "оптовые услуги" просел на 3% - до 18,3 млрд руб.

Наибольший рост показали ТВ-услуги "Ростелекома" (плюс 28% год к году, выручка 4,8 млрд руб., прирост абонентской базы год к году на 7% - до 8,2 млн) и дополнительные и облачные услуги, которые включают бизнес дата-центров (плюс 23%, выручка 2,9 млрд руб.). Но оба эти сегмента пока в совокупности формируют лишь 8% выручки компании. ШПД, доля которого в выручке выросла до 22%, также показал позитивную динамику, но лишь на 6% год к году - 15,7 млрд руб. по итогам квартала. Абонентская база по этой услуге за год выросла на 4% и составляет 11,2 млн. Как говорят представители компании, в совокупности доля цифрового сегмента (ШПД + платное ТВ + VPN + VAS и облачные услуги) в выручке выросла до 39%.

Снижение основных финансовых показателей менеджмент компании объясняет тем, что падает объем услуг присоединения и пропуска трафика, предоставляемых другим операторам. Кроме того, сокращение выручки и чистой прибыли связано и с вытеснением фиксированной телефонии современными видами связи, а невысокий CAPEX в компании объясняют неравномерностью капитальных вложений в течение календарного года. Тем не менее "Ростелеком" подтвердил прогноз на 2015 г.: рост выручки по отношению к 2014 г. (было 298,9 млрд руб.), маржинальность по OIBDA - порядка 33-34% и уровень капзатрат - около 20% от выручки. Таким образом, CAPEX компании по итогам года должен составить порядка 60 млрд руб. (53,8 млрд руб. в 2014 г.).

Как рассказал Кай-Уве Мельхорн, в условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации компания предпринимает антикризисные шаги, в частности она усилила работу по сокращению затрат. Президент "Ростелекома" Сергей Калугин отметил, что компания занимается диверсификацией бизнеса.

Два больших диверсификационных проекта - это совместные предприятия c GC Home Shopping (Южная Корея) и с "Интер РАО". С корейцами компания намерена запустить телемагазин. Этот проект, как заявил Сергей Калугин, соответствует стратегии "Ростелекома" по развитию медиабизнеса. Новый телеканал начнет вещать в начале 2016 г. На его создание и запуск партнеры потратят $20 млн, из которых $12 млн вложит "Ростелеком". По словам Сергея Калугина, этот проект должен стать крупнейшим на российском рынке. Планируется, что через несколько лет выручка телемагазина достигнет 10 млрд руб.

СП с "Интер РАО" - ООО "Национальные дата-центры" - было создано еще весной. Партнерам в проекте принадлежит по 50%. Сергей Калугин заявил, что для развития бизнеса, связанного с хранением данных, нужны выгодные экономические условия, а СП с энергетиками позволит обеспечить ЦОДы дешевой электроэнергией. "Важно, чтобы облачные услуги оказывались на территории России. Для этого должны быть определенные преимущества и льгота по электроэнергии - это важный фактор снижения себестоимости", - пояснил он, добавив, что сейчас компания рассматривает несколько проектов ЦОДов.

Строительством дата-центров деятельность СП не ограничится. Одна из важных задач - создание "государственного облака", то есть облачного сервиса, где смогут хранить данные различные госструктуры. "Количество данных, с которыми работают государственные органы, очень велико. Мы это видим по электронному правительству, которое мы обслуживаем, - там количество информации ежегодно вырастает в разы. И очень важно, чтобы каждая транзакция обслуживалась дешево. Для этого нужны ЦОДы, которые имеют доступ к электроэнергии. Если нам удастся эти проекты завершить, то для потребителей стоимость услуг, связанных с обработкой данных, снизится на десятки процентов", - сообщил глава "Ростелекома".

Какова будет сумма инвестиций в проект и в каких долях партнеры будут в него вкладываться, Сергей Калугин отказался озвучить. Подробности компания обещает сообщить после того, как будет принято решение о строительстве первых ЦОДов. Предполагается, что СП построит два больших и пять более мелких региональных дата-центров.