Группа Михаила Фридмана не претендует на пакет Telenor в Vimpelcom
Группа LetterOne не намерена покупать у норвежской Telenor 33% обыкновенных акций Vimpelcom Ltd., которые та в понедельник выставила на продажу.
Об этом рассказал "Ведомостям" человек, близкий к акционерам LetterOne. То же самое днем ранее говорил другой человек, работающий в Vimpelcom. Группа Михаила Фридмана, Германа Хана и Михаила Кузьмичева довольна пакетом, который у нее уже есть, – 56,2% в обыкновенных акциях и 47,9% в голосах (в Vimpelcom голосуют и привилегированные акции) – и наращивать его не планирует, объяснил первый собеседник.
Telenor – старейший из крупных акционеров Vimpelcom: она инвестировала в компанию первые $160 млн еще в декабре 1998 г., когда та работала только в России и не помышляла о зарубежной экспансии. Желание избавиться от акций Vimpelcom норвежцы объяснили падением капитализации телекоммуникационного холдинга (сейчас на него приходится всего 8% стоимости всей Telenor) и отсутствием контроля.
Рыночная стоимость 33% обыкновенных акций Vimpelcom сейчас около $2,4 млрд. Но у Telenor есть еще и 305 млн привилегированных акций (14,8% от всех голосующих акций Vimpelcom). Продаются ли и они тоже, представитель Telenor "Ведомостям" не сказал.
Сами по себе привилегированные акции имеют лишь номинальную ценность – ими можно голосовать, но дивиденды на них не начисляются и на бирже они не торгуются. Однако устав Vimpelcom позволяет конвертировать их в обыкновенные: для этого нужно в определенный период времени выкупить у Vimpelcom такое же количество обыкновенных акций по рыночной цене. Telenor должна это сделать до апреля 2016 г. – если к этому времени ее префы не будут конвертированы в обыкновенные акции, то они "сгорят". Telenor уже сообщила, что сама конвертировать префы не будет. Значит, если она не успеет их продать до апреля 2016 г., то количество акций Vimpelcom сократится на 14,8% и доля LetterOne в голосах автоматически вырастет с 47,9 до 56,2%, посчитали аналитики Deutsche Bank и "ВТБ капитала".
Это может оказаться шансом заработать для других акционеров Vimpelcom, пишут аналитики.
Во внутреннем меморандуме Vimpelcom Ltd. сказано: любой акционер или группа лиц, собравшие 50% или более его голосующих акций, обязаны в течение 30 дней с момента увеличения пакета сделать всем прочим акционерам предложение о выкупе их долей. По какой цене должен быть предложен выкуп, в документе не говорится. Рыночная стоимость 43,8% Vimpelcom составляла в понедельник $3,2 млрд.
Человек, близкий к акционерам LetterOne, утверждает, что группа не собирается делать такое предложение. А человек, общавшийся с несколькими менеджерами Vimpelcom, объясняет: если принадлежащие норвежцам привилегированные акции "сгорят", LetterOne станет заложницей ситуации: она хотя и получит контроль, но не по своей воле.
Вообще-то, требование о выкупе сформулировано как императив, считает партнер коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Сергей Сорокин: если LetterOne станет контролирующим акционером Vimpelcom, то должна исполнять его вне зависимости от того, как именно она этот контроль получила. Юрист Александр Черярин добавляет, что уже много лет в мировой практике право справедливости превалирует над формальным правом. Даже если LetterOne попытается избежать оферты на том основании, что она не приобретала акции сама, любой регулятор встанет на сторону миноритариев, потому что именно они являются объектами защиты мирового права, рассуждает Черярин.
Ситуация неоднозначная, возражает юридический консультант проекта Chanrossa Сергей Лапин. С одной стороны, меморандум позволяет миноритариям требовать выкупа их акций в случае приобретения крупным акционером контроля над Vimpelcom – а что понимать под приобретением, не определяет. С другой – похоже, что речь идет все-таки о приобретении тем или иным лицом контроля в результате сделки, которую такое лицо заключило само. Поэтому делать оферту LetterOne, возможно, и не придется, заключает он.
В любом случае LetterOne может заблаговременно избавиться от части акций Vimpelcom, чтобы не рисковать. Однажды она так уже поступала. В 2011 г., в разгар акционерной войны с Telenor, Altimo (прежнее название LetterOne Technology) продала имевшиеся у нее 28,5% привилегированных акций Vimpelcom заместителю гендиректора "Роснано" Олегу Киселеву, а тот через некоторое время перепродал этот пакет группе EastOne украинского бизнесмена Виктора Пинчука. В результате доля Altimo в Vimpelcom оказалась менее 25%, что позволило ей инициировать отмену акционерного соглашения с Telenor и впустить в совет директоров Vimpelcom представителей третьего совладельца – Нагиба Савириса (против чего возражали норвежцы). Когда конфликт был улажен, префы Vimpelcom вернулись к Altimo и она конвертировала их в обыкновенные акции.