Платное ТВ растет
По данным исследовательского подразделения ООО "КомНьюс Груп" - ComNews Research, в первом полугодии 2015 г. абонентская база российского рынка платного ТВ увеличилась на 520 тыс., или почти на 2%, и достигла 38,32 млн подписчиков. В пятерку операторов-лидеров, которые обслуживают более 82% абонбазы платного ТВ, вошли "Триколор ТВ", "Ростелеком", "Орион Экспресс", МТС и "ЭР-Телеком". На рынок платного ТВ влияют такие тенденции, как рост интереса к HD, сокращение абонбазы аналогового телевидения и высокая востребованность выгодных ценовых предложений в области цифрового ТВ (включая HD).
За шесть месяцев этого года в пятерке обозначились два лидера по относительному приросту абонентской базы - это операторы непосредственного спутникового телевещания (СНТВ) НАО "Национальная спутниковая компания" (Триколор ТВ") и ООО "Орион Экспресс". Каждый из них увеличил абонбазу более чем на 4,5%. "При этом "Триколор ТВ" еще больше укрепил лидерские позиции и вплотную приблизился к 30% рынка платного ТВ по абонбазе. В свою очередь "Орион Экспресс" продвинулся с пятого на третье место по этому показателю, обойдя в I квартале нынешнего года "ЭР-Телеком", а во II квартале - ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС)", - отмечают в ComNews Research.
Абонентская база ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" (бренд "Дом.ru") и МТС, значительная доля которой остается пользователями аналогового ТВ, стагнирует или даже, как в случае МТС, сокращается. Как отмечается в исследовании, эти компании проигрывают операторам непосредственного спутникового телевидения не только по качеству картинки (имеется в виду аналоговое ТВ), но и по цене сервиса.
По данным ComNews Research, количество абонентов на 30 июня 2015 г. у "Триколора ТВ" составило 11,42 млн, у "Ростелекома" - 8,2 млн, у "Орион Экспресса" - 2,7 млн, у МТС - 2,68 млн, у "ЭР-Телекома" - 2,62 млн, у прочих операторов - 10,71 млн. Наибольшую долю на рынке по абонбазе занимает "Триколор ТВ" (29,79%). Далее следуют "Ростелеком" с 21,40%, "Орион Экспресс" с 7,05%, МТС с 6,99% и "ЭР-Телеком" с 6,84%. На всех оставшихся игроков рынка приходится 27,9%.
Как отмечает руководитель исследований ComNews Research Евгений Евдокименко, рост абонентской базы в соответствующих полугодиях 2014 г. и 2015 г. был практически одинаковым. "Но в первой половине 2015 г. он на 80% обеспечен всего одним оператором - "Триколором ТВ". Это связано, по нашим оценкам, с изменением тарифной политики этого оператора, в результате которой у нескольких миллионов его пользователей пропала возможность бесплатного просмотра нескольких десятков его каналов. Дополнительный прирост платящих абонентов "Триколора ТВ" составил не менее 200 тыс. домохозяйств, или 40% роста абонбазы на рынке", - подчеркнул Евгений Евдокименко.
"До конца года в пятерке лидеров первые двое останутся на своих местах, - прогнозирует Евгений Евдокименко. - Продолжится острая борьба за третье-пятое места. Если МТС не удастся прорыв в сегменте НСТВ, то высока вероятность сползания этой компании на пятое место".
По мнению заместителя генерального директора "Орион Экспресса" Марии Жилиной, вероятно, глобальных изменений в пятерке в обозримом будущем не произойдет. "Внутри возможны некоторые перестановки, - полагает она. - Но кардинально ситуация не изменится".
Представитель пресс-службы "ЭР-Телекома" также согласен, что пятерка лидеров сформировалась. Тем не менее, по его данным, количество абонентов всех пакетов аналогового и цифрового телевидения "Дом.ru" отличается от указанного в исследовании и по итогам первого полугодия 2015 г. превышает 2,7 млн. Что касается появления новых крупных операторов, то оно, как полагает представитель "ЭР-Телекома", маловероятно. Рынок цифрового ТВ капиталоемкий, для старта или увеличения конкурентоспособности нужны большие инвестиции.
По словам Евгения Евдокименко, основными тенденциями на рынке платного ТВ являются рост интереса к HD и сокращение абонбазы аналогового телевидения. "Причем многим операторам наземного ТВ, включая МТС, не удается компенсировать это сокращение подключением новых абонентов цифрового ТВ", - говорит он. Эксперт отметил более высокую востребованность выгодных ценовых предложений в области цифрового ТВ (включая HD), которые поступают главным образом от операторов непосредственного спутникового вещания.
Операторы также рассказали ComNews о трендах на рынке. "Основной тренд на рынке платного ТВ - трансформация структуры потребления контента и сдвиг интереса пользователей от линейного вещания к интерактивному", - отмечает пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. Это особенно заметно на фоне ускоренного роста цифрового ТВ и снижения динамики развития аналогового.
Как рассказывает представитель "ЭР-Телекома", зрители активно осваивают дополнительные преимущества цифрового ТВ - мультискрин (просмотр ТВ-контента с экранов нескольких устройств), телеархив, видео по запросу, функции управления эфиром. По его оценке, все больше пользователей не готовы довольствоваться лишь линейным телевещанием. "Компания планирует увеличить долю в сегменте цифрового ТВ за счет перевода собственных клиентов с аналога на "цифру", а также за счет новых пользователей - как со свободного рынка, так и от других операторов", - отметил он.
Согласно данным МТС, абонбаза цифрового ТВ оператора уже превышает 60% от общего количества пользователей ТВ-услуг. По сравнению с первым полугодием 2014 г. число абонентов цифрового ТВ выросло в 1,4 раза. В случае с МТС это обусловлено высоким уровнем проникновения сетей фиксированного ШПД.
Со своей стороны ПАО "Ростелеком" продолжает вести строительство оптических сетей доступа (охвачено уже 28 млн домохозяйств, только за II квартал 2015 г. +1,4 млн), что положительно отражается на росте абонбазы услуги "Интерактивное ТВ" (IPTV), как сообщил представитель пресс-службы оператора. Прирост абонентов цифрового ТВ "Ростелекома" в первом полугодии 2015 г. значительно выше рынка: к аналогичному периоду прошлого года рост составил 25%, до 3 млн домохозяйств.
Доля аналогового кабельного ТВ "Ростелекома" в последние годы достаточно стабильна (5,3 млн домохозяйств), прирост абонентов идет только за счет цифрового ТВ (IPTV). "Мы ожидаем продолжения этой тенденции, так как потребительская ценность IPTV значительно выше", отметил представитель компании.
Как считает консультант департамента ТВ и Медиа проектов J'son & Partners Сonsulting Олег Попенко, рост абонентской базы у существующих операторов обусловлен прежде всего активным развитием спутникового телевидения и IPTV. По данным консалтингового агентства, быстрее остальных росли операторы НСТВ "Орион Экспресс" и "Триколор ТВ".
Именно из-за внушительных темпов роста этого сегмента МТС также запустила собственное спутниковое вещание. По словам Дмитрия Солодовникова, к СТВ от МТС подключены десятки тысяч абонентов, при этом ежедневно к нему подключаются сотни клиентов. "МТС планирует активно развивать этот проект и намерена войти в число лидеров рынка в течение нескольких лет", - подчеркнул он. Напомним, МТС запустила спутниковую платформу еще в ноябре прошлого года (см. новость ComNews от 12 ноября 2014 г.). В августе МТС объявила о начале масштабной рекламной кампании по продвижению услуг СТВ (см. новость ComNews от 5 августа 2015 г.).
Помимо перечисленных тенденций, на рост абонентской базы влияет рыночная конъюнктура. По словам Марии Жилиной из "Орион Экспресса", рынок близок к порогу насыщения, а покупательская активность населения снижается в нынешних экономических условиях. Во втором полугодии, как говорит она, на темпы прироста, безусловно, повлияет и расширение перечня телеканалов, которые абоненты смогут смотреть бесплатно, согласно последним принятым поправкам к закону "О СМИ". "Как именно изменится ситуация, сказать пока трудно, но, по данным комиссии РСПП, 85% абонентов смотрят каналы первого и второго мультиплексов. В связи с этим введена так называемая плата за услугу связи, которая позволяет операторам покрывать производственные расходы", - напомнила Мария Жилина, затруднившись сказать, как это отразится на ситуации в целом.
-
12.11.2014МТС расставляет тарелки
-
05.08.2015МТС вложилась в рекламу спутникового ТВ