© ComNews
22.09.2015

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла постановление о наложении штрафа на ПАО "МегаФон" в размере 100 тыс. руб. за нарушение законодательства о рекламе. Существенная для абонента информация в телевизионной рекламе тарифа "МегаФон - Все включено S" была выполнена мелким и нечитаемым шрифтом. Оператор не согласен с решением ФАС и намерен инициировать рассмотрение требований к шрифту в рекламных материалах в рамках экспертного совета ФАС.

Постановление о наложении штрафа опубликовано на сайте ФАС.

Напомним, реклама тарифа "МегаФон - Все включено S" распространялась в эфире нескольких телеканалов в мае 2015 г. В ответ на жалобу гражданина, ФАС установила, что условия тарифного плана, которые были указаны в рекламе, отличались от условий, приведенных мелким шрифтом в нижней части рекламы и демонстрируемых в течение 4-8 секунд.

В рекламе говорилось об абонентской плате в размере 190 руб. в месяц, а ниже мелким текстом отмечалось, что такая плата предусмотрена только за первый месяц пользования услугой, а со второго месяца она увеличивается, и ее размер зависит от региона подключения. Как отмечается в постановлении ФАС, формальное присутствие в рекламе существенных условий тарифа, выполненных нечитаемым шрифтом, не может считаться за их наличие, потребителю сложно воспринимать эти сведения, что свидетельствует о недобросовестной рекламе (см. новость ComNews от 26 августа 2015 г.).

"То обстоятельство, что нормами ФЗ "О рекламе" не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым", - следует из сообщения ФАС. Ведомство ссылается на положения ст.5 ФЗ "О рекламе": реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

Оператор не считает, что нарушил закон. "МегаФон" добросовестно выполнил обязательство по доведению всей необходимой информации до абонентов и считает странными претензии ФАС к размеру шрифта. Напомним, он был крупнее, чем шрифт в официальных СМИ, где публикуются нормативно-правовые документы", - заявил представитель пресс-службы оператора. По его словам, подобные претензии ФАС создают неопределенность для бизнеса. Более того, "МегаФон" считает целесообразным рассмотреть требования к шрифту в рекламных материалах в рамках экспертного совета ФАС.

Как ранее сообщал ComNews, по сравнению с 2014 г. в этом году ФАС стала чаще штрафовать операторов "большой тройки" за недобросовестную рекламу с использованием мелкого шрифта (см. новость ComNews от 1 сентября 2015 г.). Как ранее пояснял репортеру ComNews представитель ФАС, ведомство скорее отмечает не активизацию в плане жалоб, а некое усиление конкурентной борьбы на рынке сотовой связи за потребителя, но часто с использованием недобросовестной рекламы.

В 2015 г. у "МегаФона" ФАС выявила нарушения закона "О рекламе" в телевизионных рекламных роликах тарифа "Переходи на ноль", рекламы смартфона MegaFon Login+. Кроме того, ведомство признало рекламу тарифа "МегаФон - Все включено S" недобросовестной (см. новость ComNews от 26 августа 2015 г.). Уже в двух из этих случаев ФАС оштрафовала оператора на 100 тыс. руб.

ФАС также выявила нарушения в телевизионной рекламе смартфона Nokia Lumia 635 с LTE от МТС, в рекламе тарифной опции "МТС Планшет Mini" и в рекламе услуг связи МТС с утверждением "Мы отменили роуминг в России!" (см. новость ComNews от 23 июня 2015 г.). Во всех трех случаях ведомство постановило оштрафовать оператора на 100 тыс. руб. Что касается "ВымпелКома", то ФАС обнаружила нарушения закона в его рекламе 4G и постановила наложить на компанию штраф в 100 тыс. руб. В начале сентября 2015 г. Челябинское УФАС вновь наложило на "ВымпелКом" штраф - за распространение в августе 2014 г. на телеканале НТВ рекламы "Билайн - Милые бранятся".

Аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин отмечал, что в последние несколько кварталов, действительно, можно было наблюдать активизацию деятельности ФАС в отношении операторов сотовой связи. "Среди прочего, ФАС стала немного чаще штрафовать мобильных операторов за мелкий шрифт в рекламе", - подчеркнул он. Операторы подвергаются незначительным с точки зрения объемов бизнеса штрафам антимонопольного органа. "Тем не менее подобные штрафы наносят достаточно серьезный урон репутации", - отметил он.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, компании применяют методы нечестной конкуренции потому, что в нынешних условиях привлекать клиентов становится труднее. По его словам, если раньше подобные споры решались в частном порядке (потребитель против продавца), то теперь спор перенесен в сферу публичных правоотношений, на стороне потребителя выступает госорган. "Поэтому больше шансов на то, что проблема сдвинется с мертвой точки. Полагаю, рано или поздно компании уйдут от применения практики мелкого шрифта в описании существенных условий, если ФАС не перестанет привлекать их к ответственности", - заключил он.