© ComNews
26.08.2015

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала рекламу тарифа "МегаФон - Все включено S" недобросовестной. Информация в рекламном тексте, которая существенна для абонента, была выполнена мелким и нечитаемым шрифтом. И ФАС, и аналитики отмечают, что на рынке сотовой связи усиливается конкурентная борьба за потребителя и, участвуя в ней, операторы все чаще прибегают к недобросовестной рекламе.

Комиссия ФАС признала рекламу недобросовестной, противоречащей требованиям ч.7 ст.5 ФЗ "О рекламе", говорится в сообщении на сайте ведомства.

Реклама тарифа "МегаФон - Все включено S" распространялась в эфире нескольких телеканалов. На нее в ФАС пожаловался гражданин. Ведомство установило, что условия этого тарифного плана, размещенного на официальном сайте оператора, таковы: абонентская плата в 190 руб. предусмотрена только за первый месяц пользования услугой. Со второго месяца она увеличивается, ее стоимость будет зависеть от региона подключения. "Эти условия влияют на выбор потребителей и являются существенными. Однако эта информация выполнена мелким нечитаемым шрифтом и, по заключению комиссии ведомства, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют", - отмечается в сообщении ФАС.

Ведомство выдало "МегаФону" предписание устранить нарушения. Кроме того, ФАС готовит материалы для возбуждения дела об административном правонарушении, чтобы определить размеры штрафа для "МегаФона". Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, на оператора может быть наложен штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

"Мы не согласны с решением ФАС и считаем, что компания не нарушала законодательство о рекламе", - отметила руководитель по работе со СМИ ПАО "МегаФон" Татьяна Зверева. Позиция оператора остается неизменной: так как определенных стандартов по шрифту не существует, любое решение о его размере субъективно. По словам представителя "МегаФона", когда оператор получит мотивированное решение, он рассмотрит возможность обжаловать его.

Юрист UFS IC Константин Баймухашев отметил, что если ФЗ "О рекламе" устанавливал бы минимальный размер шрифта для транслируемых рекламных текстов, время их показа и т.д., то операторы уже не могли бы иметь возможность вводить в заблуждение потребителей рекламы различными звездочками, размером шрифтов и другим. А пока в ФЗ не будут внесены изменения, в ФАС будет поступать все больше жалоб.

За последнее время в антимонопольный орган на рекламу услуг сотовой связи "большой тройки" не раз жаловались как сами операторы, так и граждане. В начале июня "Скартел" (бренд Yota) пожаловался в ФАС на рекламу МТС со слоганом "Мы отменили роуминг в России". Она вводит абонентов в заблуждение, так как отмена роуминга имеет определенные оговорки и условия, считают в Yota (см. новость на ComNews от 10 июня 2015 г.).

В конце июня ФАС признала операторов "большой тройки" нарушившими требования ФЗ "О рекламе". Ведомство выявило нарушения в телевизионных рекламных роликах таких тарифов, как "МТС Планшет Mini", "Переходи на ноль" ("МегаФон"), и в рекламе 4G "ВымпелКома". Причем проверки рекламных роликов ФАС начала после обращения "Tele2 Россия" с соответствующими жалобами (см. новость ComNews от 23 июня 2015 г.).

Как ранее объяснял представитель "Tele2 Россия" Константин Прокшин, Tele2 подала жалобы на операторов "большой тройки" в ФАС после того, как УФАС Нижнего Новгорода и Петербурга, получив жалобы от конкурентов оператора, признали рекламу тарифного плана "Оранжевый" корректной. Также в середине января МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон" подали жалобы в региональные УФАС на рекламную акцию Tele2 "Сезон охоты" (см. новость на ComNews от 29 января 2015 г.). Более того, в начале августа ФАС возбудила дело в отношении "Управляющей компании Т2 рус" (она же "Т2 РТК холдинг", работает под брендом Tele2) из-за акции "Сезон охоты". Скорее всего, как сообщали "Ведомости", первое заседание комиссии по делу состоится в конце сентября (см. новость на ComNews от 12 августа 2015 г.).

В конце июля ФАС наложила штрафы сразу на всех участников "большой тройки". "МегаФону" и "ВымпелКому" нужно будет заплатить по 100 тыс. руб., а МТС придется заплатить 600 тыс. руб. за несоответствующую действительности рекламу об отмене роуминга в России. Кроме того, на МТС в прошлом месяце наложили штрафы сразу Московское областное УФАС и Новосибирское УФАС (см. новость ComNews от 27 июля 2015 г.).

Как сообщил "РИА Новости" замглавы ФАС Андрей Кашеваров, на днях, 21 августа, ведомство вновь оштрафовало МТС на 100 тыс. руб. за рекламу об отмене роуминга. В МТС не согласились с решением ФАС. Это дело в отношении МТС было возбуждено как раз по жалобе оператора "Скартел". По словам пресс-секретаря ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Дмитрия Солодовникова, МТС расценивает эту жалобу как элемент конкурентной борьбы, "ведь подобная рекламная кампания "МегаФона" не побудила "Скартел" обратиться с жалобой в ФАС".

Как сообщил вчера репортеру ComNews представитель ФАС, ведомство скорее отмечает не активизацию в плане жалоб, а некое усиление конкурентной борьбы на рынке сотовой связи за потребителя, но с использованием часто недобросовестной рекламы. Это и дает почву для такого рода жалоб. Представители "ВымпелКома" и МТС вчера воздержались от комментариев.

На взгляд аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, в последние несколько кварталов, действительно, можно было наблюдать активизацию деятельности ФАС в отношении операторов сотовой связи. Он согласен, что конкуренция между мобильными операторами усилилась и сохранится в ближайшее время. "На усиление конкуренции повлияло в том числе внедрение принципа MNP, приход СП Тele2 и "Ростелекома" на ряд региональных рынков, а также скорое появление в Москве четвертого федерального оператора", - пояснил эксперт. По его прогнозам, операторы будут вынуждены активно наращивать маркетинговые расходы, несмотря на сложную экономическую конъюнктуру.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, компании применяют методы нечестной конкуренции потому, что в нынешних условиях привлекать клиентов становится труднее. "В ответ они сталкиваются с претензиями потребителей и других операторов. Четко прослеживается позитивный тренд: ФАС стала чаще привлекать к ответственности за мелкий шрифт в рекламе", - подчеркнул эксперт.

Увеличение жалоб действительно может быть связано с ужесточением конкуренции в отрасли, соглашается с коллегами и младший аналитик Rye, Man & Gor Securities Егор Дахтлер. Уровень проникновения мобильной связи в России высок (1,6 SIM-карт на каждого гражданина страны), абонентская база операторов вряд ли будет расти, поэтому операторы стараются переманить клиентов у конкурентов.

По словам Егора Дахтлера, операторы боятся открыто повышать цены из-за нелояльности клиентов. "Но если не повышать цены, то это негативно скажется на рентабельности бизнеса, а впоследствии и на котировках акций. Поэтому операторы выбирают завуалированные способы увеличения тарифов, чем остаются недовольны клиенты", - подчеркнул он.