Валерий Кодачигов
10.07.2015

В январе – июне 2015 г. смартфоны дороже 30 000 руб. заняли 25% российского рынка умных телефонов в деньгах против 5% годом ранее. Это следует из отчета "Евросети".

В штуках их доля выросла вшестеро до 6% с 1% годом ранее. Продажи смартфонов стоимостью более 30 000 руб. росли быстрее, чем аппаратов других ценовых категорий: на 304% в штуках и на 400% в деньгах, говорится в отчете "Евросети".

Впечатляющий рост продаж дорогих смартфонов представитель "Евросети" Ульяна Смольская объясняет тем, что после повышения цен в начале года в эту категорию переместились модели, которые раньше стоили 18 000–25 000 руб. Косвенно это подтверждается тем, что в первом полугодии 2015 г. сильнее всего продажи упали именно в этом ценовом сегменте – на 54 и 55% в штуках и в деньгах, по оценке "Евросети". В целом в первом полугодии 2015 г. средняя цена смартфона в России год к году выросла на 13% до 9600 руб.

Но подорожание – не единственная причина роста спроса на дорогие аппараты, считает Смольская. Одной из главных причин стало появление в начале года в достаточном количестве новых iPhone 6, дефицит которых наблюдался в декабре, а позже реализовался в отложенном спросе, отмечает она. По словам Смольской, продукция Apple на рынке в премиальной категории от 30 000 руб. достигает почти 85% и в выручке, и в количестве проданных аппаратов.

По данным МТС, смартфоны дороже 30 000 руб. заняли в первом полугодии 2015 г. 26% российского рынка в выручке от продаж. Именно рост спроса на смартфоны в верхнем ценовом сегменте позволил рынку закончить первое полугодие 2015 г. в плюсе – выручка от продаж смартфонов год к году выросла на 7%, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, всплеск продаж дорогих устройств пришелся на конец II квартала, когда цены на них стали снижаться. Например, МТС в апреле 2015 г. на треть снизила стоимость всех устройств с мобильным интернетом, что позволило в разы увеличить продажи дорогих смартфонов, прежде всего с поддержкой LTE, напоминает Солодовников.

Россияне по-прежнему готовы покупать флагманские смартфоны, интерес к ним сохраняется, но рост продаж устройств дороже 30 000 руб. говорит вовсе не об изменениях потребительских предпочтений, а об изменении структуры рынка смартфонов, уверена представитель "Связного" Мария Заикина. В первом полугодии 2014 г. моделей в этой категории были единицы, а в первой половине 2015 г. их ассортимент увеличился как минимум втрое, рассказывает она. По словам Заикиной, в январе – июне 2014 г. самый дорогой на тот момент ценовой сегмент – более 25 000 руб. – занимал примерно 20% рынка в рублях и 6% в штуках. В этом году аппараты, стоившие больше 25 000 руб., продаются по цене выше 30 000 руб. Показатели этого сегмента в целом аналогичны тем, что были годом ранее с поправкой на рост стоимости устройств, утверждает она.

Кризис поляризовал рынок смартфонов: люди стали покупать больше или очень дешевых, или очень дорогих моделей, рассуждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. На аппараты стоимостью до 6000–8000 руб. пришлось в I квартале 2015 г. около 40% рынка в штуках, подсчитал он. Но те, кто мог позволить себе аппарат премиум-класса до кризиса, покупают их и сейчас, уверен Кусков. Люди готовы тратить деньги на подорожавшие смартфоны, поскольку привыкли к наличию тех функций, без которых, как им кажется, нельзя обойтись, говорит он.