© ComNews
19.06.2015

В ближайшее время МТС начнет полномасштабные продажи услуг спутникового ТВ. Пока они стартовали в Москве и идут без рекламной поддержки. Компания утверждает, что у нее есть техническая возможность за год подключить к услуге несколько сотен тысяч абонентов. Аналитики невысоко оценивают шансы МТС занять значимую долю на рынке.

О планах оператора рассказал вчера президент ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Андрей Дубовсков на встрече с представителями СМИ в Петербурге.

По его словам, фирма уже запустила услугу в коммерческую эксплуатацию и оказывает ее в Москве, но рекламную кампанию еще не начинала. "Это полноценный продукт, это не пилот", - отметил Андрей Дубовсков.

Оборудование оператора распространяет 10 дилеров. "У нашего дилера есть коробка, есть "тарелка", есть форма контракта, есть прайс-лист", - разъясняет Андрей Дубовсков. По его словам, новый продукт появится и в розничных салонах самой компании.

Андрей Дубовсков не смог уточнить, на какое количество пользователей услуги спутникового ТВ компания рассчитывает через год. "Мы хотим рано или поздно получить миллионы абонентов, а сколько в этом году - не знаю", - пояснил он. У оператора есть техническая возможность принять несколько сотен тысяч клиентов, отметил топ-менеджер.

По словам директора по проектам агентства "ТМТ Консалтинг" Елены Крыловой, у рынка еще есть потенциал: текущее проникновение услуги платного ТВ находится на уровне 70%, возможен ее рост до 75-80%.

Она отмечает, что предложение от МТС сравнимо по цене и контентному наполнению с другими спутниковыми операторами, но превосходит их в части дополнительных сервисов. "МТС предлагает характерные для цифрового кабельного ТВ и IPTV функции "повтор ТВ", "запись ТВ", "ТВ-пауза", а также доступ к интернет-сайтам и возможность просмотра контента с внешних носителей - сервисы, которые наверняка будут востребованы пользователями. Можно ожидать, что к новой услуге подключится до 0,4-0,5 млн абонентов в ближайшие два-три года", - прогнозирует Елена Крылова.

"На рынке уже был оператор НСТВ - "Рикор ТВ", который делал ставку на интеллектуальную услугу. Результаты его оказались плачевны", - возражает руководитель исследований ComNews Research Евгений Евдокименко. Он полагает, что перспективы предоставления интерактивного сервиса на базе сотовой сети пока также очень туманны.

"Вряд ли массовый телезритель оценит довольно интересную возможность записи телеконтента, - рассуждает представитель ComNews Research. - Так что если МТС через два года преодолеет планку по абонентской базе НСТВ в 5%, это будет большой успех оператора. До конца 2015 г. МТС наберет не больше 150 тыс. абонентов - экономическая ситуация в стране не стимулирует быстрый рост абонентов спутникового ТВ".

С тем, что за год-два у МТС не получится занять значимого положения на рынке, согласен и директор департамента ТВ и контента агентства J'son & Partners Дмитрий Колесов. "Сейчас рынок жестко поделен между тремя крупными игроками, у каждого из которых уже есть минимум 1 млн абонентов", - объясняет он.

По его словам, все операторы высококонкурентного рынка спутникового ТВ используют одну тактику - уменьшение стоимости базового пакета. "МТС решила предлагать услугу за те же деньги, что и лидер рынка "Триколор ТВ", который, в свою очередь, тратит очень много денег на продвижение, - обращает внимание Дмитрий Колесов. - Не факт, что избалованный большими и дешевыми предложениями потенциальный абонент выберет нового игрока".

Другие операторы спутникового ТВ сдержанно оценивают возможности МТС. "Радикально изменить расстановку сил в тройке-пятерке лидеров рынка возможно только путем дотирования подключения новых абонентов или ценового предложения, которое будет дешевле, чем подключение DVBT, но это несовместимо с долгосрочной стратегией развития", - заверяет заместитель генерального директора ООО "Орион Экспресс" Мария Жилина. На ее взгляд, хотя в отдельных регионах есть потенциал для наращивания абонентской базы, ее объемы не оставляют новому игроку возможности занять лидирующие позиции, а шансов нарастить долю рынка путем захвата чужих абонентов немного.

"Тарелка" как способ доставки сигнала в среднесрочной перспективе расти не будет. Я сомневаюсь в возможности МТС бороться за значительную долю рынка без контентной составляющей", - утверждает представитель еще одного оператора. По его мнению, до сих пор эксперименты МТС в области агрегации контента не были удачными, а производством контента эта компания не занимается и вряд ли займется в будущем.

МТС запустила собственную спутниковую платформу еще в ноябре прошлого года (см. новость ComNews от 12 ноября 2014 г.). "К нам уже подключилось небольшое количество абонентов. Однако массовый запуск услуги спутникового телевещания мы планируем провести в ближайшее время", - заявлял ранее Дмитрий Солодовников.

В декабре оператор подписал с покинувшим рынок ООО "ДалГеоКом" ("Радуга ТВ") соглашение о приеме абонентов на льготных условиях (клиенту не нужно покупать антенну, конвертеры и оплачивать установку оборудования, необходимо только заменить приставку) на срок до 31 марта. Затем МТС продлила срок приема абонентов "Радуги" до 31 мая (см. новость ComNews от 3 апреля 2015 г.). Клиенты из удаленных районов России могли воспользоваться акцией и позже (см. новость ComNews от 9 июня 2015 г.).

По данным ComNews Research, абонентская база "Радуги ТВ" на конец II квартала 2014 г. составляла около 420 тыс. подписчиков - это примерно 3% от активной абонентской базы непосредственного спутникового телевещания в России. Абоненты ЗАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор ТВ") занимали 75,7% всей абонентской базы НСТВ, абоненты ООО "Орион Экспресс" (совместно с приобретенным в ноябре активом "Рикор ТВ") - 16%, абоненты ОАО "НТВ-Плюс" - 5,3%.