27.01.2014

Абоненты "Мегафона" и МТС, купившие новые iPhone, наконец могут пользоваться мобильной связью четвертого поколения (4G LTE). Ради этого "Мегафону" пришлось согласиться на трехлетний контракт с Apple.

В пятницу "Мегафон" сообщил, что отныне обладатели iPhone 5s и 5с могут подключиться к его сети 4G LTE. Доступ к LTE открыт и абонентам МТС, пользующимся новыми iPhone, говорит представитель этого оператора Дмитрий Солодовников.

iPhone 5c и 5s — первые смартфоны Apple, способные работать на российских LTE-частотах (761-862 и 2500-2690 МГц). В России эти устройства продаются с конца октября 2013 г., но технология LTE в них первоначально все-таки не работала: Apple блокировала ее на программном уровне. Обновление для операционной системы, делающее смартфон работоспособным в LTE-сети того или иного оператора, Apple выпускает, только будучи уверенной, что LTE-сеть этого оператора достаточно качественная и покрывает достаточно обширную территорию. В России, по версии портала Hi-Tech.Mail.ru, Apple не устраивало, как в сетях LTE работает функция Circuit-Switched Fallback (CSFB), обеспечивающая переключение между сетью 4G (через нее передаются только данные) и сетями второго и третьего поколений (по ним проходят в том числе и телефонные звонки).

Первым российским оператором, качество LTE-сети которого Apple сочла приемлемым, оказался "Вымпелком", несмотря на то что сети этого стандарта он начал строить гораздо позже конкурентов и запустил их в гораздо меньшем количестве городов. Зато "Вымпелком" оказался на тот момент единственным из российской сотовой "большой тройки", кто заключил прямое соглашение с Apple о закупке новых iPhone. В итоге его абонентам, купившим эти аппараты, Apple открыла доступ к LTE уже в начале декабря 2012 г. У "Мегафона" по состоянию на конец декабря 2013 г. такого соглашения еще не было, рассказывал "Ведомостям" источник в руководстве оператора: "Мегафон" считал его условия невыгодными и был готов подписать соглашение только в крайнем случае — если это будет условием включения LTE на смартфонах iPhone, принадлежащих его абонентам.

В пятницу пресс-секретарь "Мегафона" Юлия Дорохина сказала, что оператор все-таки подписал прямой договор с Apple на три года и будет закупать у нее смартфоны разных моделей. Прямой контракт позволит иметь необходимый ассортимент смартфонов, а также регулярно пополнять товарные запасы, говорит она.

А вот МТС по-прежнему не заключила с Apple прямой контракт и продолжает ввозить iPhone в свои салоны через дистрибуторов "Мерлион" и "Дихаус", утверждает Солодовников.

Пять лет назад контракты с Apple подписала вся "большая тройка" — МТС , "Мегафон" и "Вымпелком": каждый из операторов должен был выкупить определенное количество устройств — по 1-1,5 млн за два года. Но очень скоро стало понятно, что такого спроса на iPhone в России нет и исполнить обязательства невозможно. В итоге сначала "Мегафон", затем МТС, а в конце концов и "Вымпелком" не стали продлевать контракт с Apple.

Содержание новых контрактов Apple с "Вымпелкомом" и "Мегафоном" стороны не разглашают. Условия Apple, как и прежде, операторам невыгодны, но речь уже не идет о покупке миллионов iPhone, рассказывал "Ведомостям" источник в одной из розничных сетей. Поскольку в этот раз Apple действует иначе и заключает прямые контракты с более широким кругом партнеров, обязательства по минимальным продажам и минимальным затратам на маркетинг распространяются на большее количество партнеров, объяснял он.

C начала продаж новых iPhone в России разошлось около 260 000 этих устройств и около 80% из них пришлось на 5s, оценивает источник, близкий к одному из партнеров Apple. Примерно половина всех продаж пришлась на декабрь 2013 г., добавляет человек, близкий к другой компании — партнеру Apple. Факт поддержки стандарта LTE не окажет особого влияния на продажи новых iPhone: эти аппараты покупают прежде всего ради бренда и в меньшей степени ради технических характеристик, считает представитель "М.видео" Антон Пантелеев. Причем это касается не только телефонов Apple: целенаправленно аппараты с поддержкой 4G ищет очень небольшой процент покупателей, констатирует он. Наличие в телефоне поддержки 4G пока не является для покупателей стимулом приобретать именно эти аппараты, но в ближайшее время ситуация может измениться, прогнозирует вице-президент "Евросети" по коммерции Виктор Луканин.