Платный контент мал, да удал
Только 3% россиян пользуются платными видеосервисами, утверждают аналитики iKS-Consulting. Участники рынка этот показатель подтверждают, но полагают, что он будет расти.
Такие цифры привела представитель агентства Елена Крылова на пресс-конференции в Москве. По ее словам, компания впервые изучала этот сегмент в рамках ежегодного исследования рынка платного телевидения. При этом были учтены отзывы 50 тыс. человек, живущих в крупных городах.
Опрошенные ComNews представители крупнейших видеосервисов согласились с данными iKS-Consulting. Из всего спектра способов доступа к контенту Zoomby платная модель используется только в мобильных приложениях, говорит ведущий аналитик портала Елена Рубец. В этом случае приобретается возможность просмотра видео без рекламы и без подключения к Интернету на определенном контенте.
"С одной стороны, у нас очень развито общественное телевидение, которое открывает бесплатный доступ к разнообразному контенту хорошего качества, с другой – интернет-пираты удовлетворяют спрос на новинки проката в Интернете, - дополняет PR-директор Ivi.ru Антон Шестаков. - В этой ситуации платные VoD-сервисы и операторы кабельного и спутникового ТВ оказываются в ситуации, когда им приходится доказывать свою полезность". В то же время показатель в 3% можно назвать неплохим: рынок платного легального VoD только зарождается, отмечает Шестаков.
Чтобы простимулировать пользование платными сервисами, необходим не только "кнут" "антипиратского закона", но и "пряник" для пользователя, считает исполнительный директор интернет-кинотеатра "ТиВиЗавр" Владимир Горгадзе. На его взгляд, современный удобный сервис включает отличное качество картинки не только на планшете, но и на экране Smart TV, удобный и широкий выбор видео, качественный рекомендательный сервис и поддержку персонализации.
В ближайшем будущем рынок платного онлайн-видеоконтента будет увеличиваться в два-три раза ежегодно, постепенно наращивая долю в доходах онлайн-видеопорталов от одной десятой до трети, уверяет Елена Рубец. Рост аудитории наблюдают в Ivi.ru за все время существования проекта. За декабрь 2013 г. ресурсы Ivi на всех платформах посетило более 30 млн пользователей, рассказывает Антон Шестаков.
"Российский рынок цифрового и платного ТВ существенно отстает от западного, поэтому такой рост, во-первых, не удивителен, во-вторых, будет продолжаться, - пояснил в беседе с ComNews генеральный директор сервиса "Стрим" Артем Засурский. - Мы будем еще долго наблюдать соревнование сильно развитого и высококачественного отечественного эфирного телевидения и новых кабельных каналов, которые не могут пока обеспечить ни достаточное качество вещания, ни проникновение, ни охват".
Участники сегмента не стали раскрывать репортеру ComNews информацию о продажах. В то же время по данным англоязычного портала East-West Digital News, приведенным ассоциацией "Интернет-видео", объем российского рынка платного контента вырос с $6 млн в 2012 г. до $20 млн в октябре 2013 г. В текущем году исследователи прогнозируют также рост в три с лишним раза – до $68 млн, а в 2015 г. – увеличение уже до $112 млн.
Результаты же мониторингового исследования "Кто и как смотрит кино в России" петербургской кинокомпании "Невафильм", проведенного в сентябре-октябре 2013 г., показали еще более скромные цифры, чем у iKS-Consulting. Только 0,6% опрошенных заявили, что смотрят фильмы с использованием платных сервисов видео по запросу. При этом 4,1% предпочитают использовать для этой цели бесплатные интернет-сайты, не считая "ВКонтакте" и торрент-трекеров.