22.08.2013

Взрослым нужны более простые интерфейсы и менее сложные сайты, считают эксперты.

За пять лет количество детей в российском интернете уменьшилось — и в относительном, и в абсолютном исчислении. Как следует из данных, подготовленных для "Известий" исследовательской компанией TNS, в феврале 2008 года пользователи до 18 лет составляли 20% месячной аудитории (Россия, города с населением от 100 тыс., аудитория от 12 лет). В феврале 2013-го — лишь 9,1%.

Количество несовершеннолетних посетителей изменилось не очень сильно: в феврале 2008 года их было 4748 тыс., через пять лет — 4032 тыс. (а допустим, в сентябре 2012-го месячная аудитория до 18 лет составила 4651 тыс.). Падение доли объясняется значительным ростом взрослого населения Рунета, которое, по данным TNS, за пять лет увеличилось более чем вдвое.

Представители Mail.ru не смогли прокомментировать, повлияло ли на политику этой компании, структуру или внешний вид портала уменьшение доли детей в Рунете.

— "Яндекс" изначально создавался как массовый, а не нишевый портал, — сообщили представители этой компании. — Наши сервисы универсальны, решают задачи пользователей разных возрастов.

У молодежной веб-аудитории есть своя специфика, рассказал Андрей Калибабин, соучредитель студии веб-дизайна "Артель Василия Уткина". Дело не только в шрифтах и цветовых решениях. Люди до 25 лет легче и быстрее понимают сложные интерфейсы.

— Всё можно сделать достаточно сложно — они разберутся, — говорит эксперт. — Эти люди уже привыкли к Facebook и другим соцсетям. Всё должно быть ярко, красиво, но при этом они могут запросто переваривать большие и сложные интерфейсы. Аудитории после 40 нужны шрифт крупнее, кнопки побольше и всё попроще. Чем старше аудитория, тем ближе мы двигаемся к терминальным интерфейсам. Вспомните интерфейс банкомата — всё относительно крупно и максимально просто.

Например, людям от 40 и старше бывает сложно выбирать по многим параметрам товары в таких сервисах, как "Яндекс.Маркет", рассказывает Калибабин. Люди старшего возраста хуже понимают разницу между результатами поиска в "Яндексе" и встроенной в эти результаты контекстной рекламой.

— Трафик, который идет на "Яндекс.Директ" (система контекстной рекламы в "Яндексе". — "Известия"), — это в основном "35+", — продолжает он. — Молодые понимают: вот реклама, а вот это — поисковая выдача. Люди ближе к 40 не всегда понимают эту разницу, они кликают на то, что первое. А первое — как раз "директ". Поисковики на этом деньги зарабатывают.

— Когда взрослые заходят на наш сайт, они говорят: "Ой! Всё так рябит, мелькает и прыгает", — рассказывает гендиректор детского портала "Твиди" Олег Ульянский. — Взрослого человека это раздражает. Нам говорят, что у нас сайт перегружен флешем. Он не перегружен, он украшен. Для маленьких детей всё должно быть более яркое, громкое, прыгающее.

Интерфейс детского сайта отличается от взрослого так же, как детская площадка от взрослого клуба, говорит он.

— А еще для взрослого чем меньше кликов, тем лучше. Надо сделать, чтобы человек быстрее дошел, куда ему надо, — продолжает Ульянский. — А для детей клики — это experience. Есть на что покликать, понажимать. Даже если ссылка никуда не переводит, а просто вызывает какие-то эффекты.

В плане платежеспособности на интернет-среду произошедшие за пять лет изменения мало повлияли, рассказывает член Общественной палаты Антон Коробков-Землянский. Платежеспособны по-прежнему взрослые.

— Взрослые по-прежнему платят и за себя, и за детей. Но модель поведения всё же изменилась, — говорит он. — Если раньше реклама в Сети могла повлиять на продвижение товара и его покупку офлайн, то сейчас покупки делают прямо в интернете, с помощью банковских карт.