08.02.2013

Министр обороны Сергей Шойгу отказался от частот, выделенных в 2011 году "Основе телеком", в которой министерству принадлежит всего 25% плюс 1 акция.

Министр обороны Сергей Шойгу обратился к президенту Владимиру Путину с письмом, в котором сообщил, что "Основа телеком" не нуждается в частотах 2,3-2,4 ГГц, выделенных ей в сентябре 2011 г. Госкомиссией по радиочастотам (ГКРЧ), и что Минобороны не возражает, если эти частоты будут выставлены на конкурс. На письме — резолюция Путина, выражающая согласие. Об этом рассказали "Ведомостям" менеджеры нескольких операторов, работающих на российском рынке мобильной связи, видевшие копию письма, и подтвердил сотрудник одного из федеральных ведомств.

Минобороны опосредованно принадлежит 25% плюс 1 акция "Основы телеком" (через государственный "Воентелеком"), что не позволяет министерству в полной мере контролировать проект, пересказывают аргументы Шойгу собеседники "Ведомостей". 75% минус 1 акция — у "Айкоминвеста", владельцем которого называет себя Виталий Юсуфов, сын бывшего министра энергетики и бывшего спецпредставителя президента Игоря Юсуфова.

В 2010 г. тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков обратился к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, чтобы тот посодействовал в выделении только что зарегистрированной "Основе" частот по всей стране для создания сети мобильного широкополосного доступа в интернет; тот в целом одобрил идею, поручив проработать ее с Минкомсвязи, и через год с небольшим частоты были выданы. Теперь Шойгу предлагает отменить решение от 10 декабря 2011 г., наделившее "Основу телеком" статусом единственного поставщика услуг мобильной связи четвертого поколения для Вооруженных сил (что было условием использования ею частот), а частоты распределить.

В России создаются или уже созданы широкополосные сети связи четвертого поколения. С учетом этого создание отдельной сети с подсистемой конфиденциальной связи представляется Минобороны нецелесообразным, сказал сотрудник пресс-службы министерства, такую подсистему можно создать на базе одной из существующих или создаваемых сетей, как это было с GSM-сетями.

Эта позиция изложена президенту и одобрена им, заключает представитель Минобороны. Минкомсвязи ознакомлено с письмом Шойгу, говорит его представитель Екатерина Осадчая.

Вне конкурса частоты для LTE (в диапазоне, 2,5-2,7 ГГц) получила еще только одна компания — "Скартел" (бренд Yota), совладельцами которой в то время были предприниматели Сергей Адоньев и Альберт Авдолян (контролировали 75%) и госкорпорация "Ростехнологии" (25%). Первую сеть LTE — в Новосибирске — она запустила уже через несколько месяцев после получения разрешения ГКРЧ, сейчас сети Yota LTE действуют в 23 городах. "Основа" не запустила ни одной сети, хотя, как рассказывал "Ведомостям" гендиректор "Айкоминвеста" Алексей Ким, на стадии строительства — сети в 40 городах.

Все остальные операторы, желающие строить общероссийские сети LTE, должны были участвовать в конкурсе, который Роскомнадзор провел в июле 2012 г. Победила "большая четверка" — МТС, "Мегафон", "Вымпелком" и "Ростелеком": им достались полосы в диапазонах 790-862 МГц и 2,5-2,7 ГГц, но использовать их операторы смогут не раньше чем договорятся с нынешними пользователями "нижнего" диапазона — военными. Стоимость расчистки диапазона НИИ радио оценил в марте 2012 г. в 84 млрд руб.

Идея отказаться от частот возникла в Минобороны почти сразу после того, как Шойгу сменил Сердюкова (отставка Сердюкова произошла 6 ноября 2012 г.), знает человек, близкий к членам ГКРЧ: строительство сети по всей стране обошлось бы в круглую сумму, был риск, что все инвестиции лягут на Минобороны, чего новое руководство не могло допустить.

Юсуфов летом 2012 г. говорил в интервью "Ведомостям", что полное покрытие территории России сетью LTE должно обойтись "Основе" в $2-3 млрд, и обещал рассматривать вопрос привлечения заемного капитала и такие инструменты, как лизинг и товарные кредиты от производителей оборудования. На первом же этапе инвестиции составят до $100 млн, предполагал он, это будут собственные средства "Айкоминвеста".

Вчера Юсуфов и официальный представитель "Воентелекома" сказали "Ведомостям", что ничего не знают о письме Минобороны. Не известно об этом и пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.