MNP с препятствиями
ФАС считает, что инициативы Минкомсвязи по переносимости мобильных номеров (MNP) пока не находят поддержки у операторов "большой тройки" и внедрение системы будет достигнуто в основном решением регулятора. Кроме того, антимонопольное ведомство пытается внедрить в текущий законопроект об MNP положения о переносимости номеров фиксированных сетей связи и отмене внутрисетевого роуминга.
На прошедшем в среду, 10 октября, I Международном форуме "Переносимость номера на сетях связи в России: внедрение и перспективы – MNP Russia Forum'2012", организованном ComNews Сonferences, начальник управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по транспорту и телекоммуникациям Дмитрий Рутенберг заявил, что сейчас существуют барьеры для внедрения MNP, и отсутствие нормативно-правовой базы, описывающей механизм работы систем, - не самая значимая из проблем, стоящих перед MNP.
"Везде, где внедрялось MNP, это осуществлялось по инициативе государства. По тем шагам и публичным заявлениям, которые делают лидеры страны, видно, что в вопросе переносимости мобильных номеров есть политическая воля и решение будет достигнуто, - отметил Дмитрий Рутенберг. - Но нужно говорить о том, что инициативы, выдвигаемые правительством, пока не находят поддержки у крупнейших игроков рынка. Нам постоянно рассказывают о проектах пилотных зон в 2005-2008 гг. и невысоких результатах, достигнутых в ходе тестирования MNP в отдельных регионах".
Дмитрий Рутенберг добавил, что, кроме того, к MNP не полностью готовы сети связи. "Внедрение этой системы не должно быть одномоментным, переходный период должен занять порядка двух лет", - подчеркнул он. Руководитель ФАС по транспорту и телекоммуникациям отметил, что в ходе подготовки документов по законопроекту ФАС рекомендовала рассмотреть также и вопрос об отмене внутрисетевого роуминга.
"Кроме того, нужно говорить о переносимости и фиксированных номеров, ну и, в идеале, об американской модели, - полной переносимости номера между фиксированными и мобильными сетями", - уверен Дмитрий Рутенберг.
Министерство связи и массовых коммуникаций, в свою очередь, оптимистично смотрит на перспективы внедрения MNP, несмотря на шероховатости и сомнения в возможности быстро - как поручило правительство, к 1 января 2014 г. - внедрить переносимость мобильного номера в России.
"Относительно сроков введения принципа сохранения абонентами подвижной радиотелефонной связи своего телефонного номера при заключении договора с другим оператором связи, то планируемый срок – начало 2014 г.– вполне реален", - сообщила ComNews пресс-служба Минкомсвязи. По сообщению пресс-службы, законопроект, которым предполагается закрепить право абонента "переносить телефонный номер", подготовлен и проходит процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти.
"Планируется, что из правительства РФ законопроект будет внесен в Государственную Думу и рассмотрен в первом чтении уже в этом году, - пояснила пресс-служба Минкомсвязи. - В ближайшее время совместно с операторами связи и техническими экспертами начнется работа над подзаконными актами, которую необходимо будет завершить к моменту официального опубликования закона".
Операторы настроены более скептично в отношении MNP, что и отметил представитель ФАС.
"Последние результаты исследования Научно-исследовательского института радио (НИИР) свидетельствуют о том, что реализация MNP потребует значительного периода времени с учетом необходимости корректировки большого количества подзаконных актов, - рассуждает пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. - После фиксации нормативной базы, чего до сих пор нет, потребуется несколько лет для проработки и реализации всех технических и организационных схем.
С этим согласны и представители ОАО "МегаФон", отметившие, что опыт передовых стран показывает, что внедрение MNP занимает несколько лет.
Директор департамента управления регуляторными рисками ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Андрей Рего, полагает, что внедрение MNP может привести к росту расходов абонентов из-за неопределенности в маршрутизации звонков и повышения стоимости звонка для оператора, а также спровоцировать всплеск мошеннических схем на сетях связи. "Опыт показывает, что MNP востребован на незрелых рынках, а в России, как, кстати, и в США, с учетом количественных и качественных факторов рынка, востребованность этой услуги составит 2-3%", - пояснил Андрей Рего. Он добавил, что в такой ситуации надо еще подумать, на что потратить $400 млн (такие инвестиции, по предварительным расчетам, должны внести операторы) - на MNP или на развитие 3G/4G-сетей.
В свою очередь, "Ростелеком" считает, что затраты на внедрение MNP можно будет адекватно подсчитать после утверждения технической схемы, правил и процедур. "В любом случае нужно понимать, что эти затраты необходимо компенсировать, - объясняет пресс-служба ОАО "Ростелеком". - Существует три укрупненных варианта: взимание платы с абонента при переходе к другому оператору; взимание платы с оператора, к которому переходит абонент (межоператорские расчеты); корректировка тарифной политики, которая распределит затраты между всеми абонентами (это невыгодно для абонентов, которые не будут менять оператора)".
При этом аналитик консалтингового агентства J'son & Partners Consulting во время прошедшей конференции заявил, что Россия отстала по темпам внедрения MNP от остальных государства на десяток лет, и в свете новых технологий, которые сведут связь к предоставлению доступа в Интернет и сделают идентификацию по номеру несущественной, внедрять переносимость номера в стране особого смысла не имеет.
-
01.10.2012Громкий шорох MNP
-
26.09.2012Острая непереносимость номера
-
06.09.2012Никифоров подсластил пилюлю