Виктор Логинов, COMNEWS
31.03.2010


Владимир Акулич: "Мы действительно стремимся стать оператором №1 на рынке ШПД, но это не означает монополизма, который характеризуется рядом признаков, которые в нашем случае не присутствуют"
Владимир Акулич: "Мы действительно стремимся стать оператором №1 на рынке ШПД, но это не означает монополизма, который характеризуется рядом признаков, которые в нашем случае не присутствуют"

Национальный проект цифрового ТВ, развитие LTE и WiMAX, объединение сетей МРК, обо всем этом  как перспективе крупнейшего телекоммуникационного оператора России, который в ближайшее время войдет в состав "Национального чемпиона", рассказал корреспонденту ComNews Виктору Логинову генеральный директор ОАО "Северо-Западный Телеком" Владимир Акулич.

- Владимир Александрович, добрый день! Давайте начнем разговор со стратегии СЗТ по переходу на цифровую связь и IP-технологии в целом. Какие планы у компании в этом направлении, притом что вы всегда отмечали, что полный переход на "цифру" - не самоцель для СЗТ?

- Абсолютно верно. На самом деле рынок требует все новые и новые услуги, новые скорости. Всё это возможно обеспечить только на основе современных технологий и, в первую очередь, техники, которая работает на IP-протоколах. Соответствующим образом стратегическая идея "Северо-Западного Телекома" заключается в том, чтобы решая задачи целевых федеральных программ, задачи бизнеса, каждый элемент вписывать в общую стратегию. И на сегодняшний день IP-ядро у СЗТ развито до такой степени, что переход на любые доступные нашему знанию технологии, требует минимального объема инвестиций для их реализации. Например, Triple Play, причем не псевдо Triple Play, (который можно обеспечить на ADSL-линиях и который, на самом деле, является Double Play), а полноценный Triple Play, реализуемый на основе FTTx, технологии PON - оптоволокна, которое мы одни из первых в России стали массовым порядком прокладывать в дома, в первую очередь - в новое и в элитное жилье, туда, где спрос гарантированно обеспечен. И на сегодня наши абоненты постепенно приучаются к этим услугам, в частности -  к интерактивному телевидению. Кстати, IPTV, которое мы запускали на ADSL, мы сразу делали интерактивным, осознавая, насколько это важно. Ведь в мегаполисах, в крупных городах и в первую очередь в Петербурге сегодня достаточно телепрограмм, чтобы люди просто смотрели телевизор, а вот с точки зрения интерактива выбор невелик. Но тот, кто умеет считать деньги, прекрасно понимает, что вместо того, чтобы покупать или брать в прокате новый DVD-фильм, гораздо выгоднее создавать собственную видеотеку, скачивая фильмы с помощью наших услуг. Причем, видеотека нашего "Авангарда-ТВ" уже достаточно обширна и постоянно расширяется.

- Кстати, к разговору про IPTV и PON, как планируется его развивать и в какие сроки следует ожидать выхода проекта PON и услуг IPTV в другие регионы Северо-запада?

- Помимо Санкт-Петербурга, PON уже есть в Калининграде. Следующие регионы, которые мы планируем "понизировать" в этом году – Архангельск, Вологда, Мурманск и Республика Коми. Соответственно, услуга IPTV, уже запущенной нами в Питере, Великом Новгороде и Коми, в 2010 году станет доступна нашим абонентам в Архангельске, Вологде и Мурманске.

- И как ваши планы учитывают развитие национального проекта "Цифровое телевидение"?

- Доступ к цифровому ТВ может обеспечиваться не только через эфир, но и, учитывая различные сложности с диапазоном у эфирных операторов, через сети на базе PON.

- То есть вы считаете, что серьезную роль в проекте развития цифрового телевидения могут сыграть именно операторы фиксированной связи?

- Это не означает, что они будут играть основную роль, но наряду со всеми доступными технологиями доставки телевизионного сигнала до пользователя, фиксированные сети соответствующего уровня могут претендовать на участие в этом проекте.

-И вы будете претендовать?

- Да, мы будем претендовать. Более того, мы уже обратились и к регулятору и в "Связьинвест" с соответствующими предложениями, и в скором времени, я надеюсь, начнем обсуждать детали этого проекта. Это может значительно ускорить реализацию программы цифровизации телевидения, и большее количество людей с начала коммерческой эксплуатации цифрового телевидения смогут воспользоваться этой услугой.

- Хотелось бы еще раз вернуться к Архангельску. Насколько мне известно, у вас в Архангельской области был собственный сотовый бизнес: NMT-450. Какова его судьба сегодня, как он живет или доживает? Будете ли вы получать новые лицензии, например, на CDMA?

- В настоящее время детально прорабатывается программа развития объединенной компании - "Национального чемпиона". И все наши действия, действия МРК, присоединяемых к "Ростелекому", должны укладываться в схему, которая будет предложена, пройдет через утверждение Правительства, Совета директоров, собрания акционеров и только после этого, когда будет задано определенное направление, мы сможем в нем двигаться. "Вход" в мобильный бизнес, с моей точки зрения, достаточно интересен, и может осуществляться на основе разных технологий. На мой взгляд, более перспективным является 4G, причем, скорее всего, не WiMAX, у которого существуют определенные проблемы. Он хорош в стационаре, а в мобильной связи, насколько мне известно, пока не решены проблемы хендовера (хендовер - возможность перехода абонента из зоны действия одной базовой станции в зону действия другой без потери разговора – прим. ComNews). Есть технология LTE, технология достаточно интересная с точки зрения и мобильного Интернета, и вообще - мобильности и голоса, в том числе. Поэтому мне кажется, что для компаний фиксированной связи, понимая то, что сотовые операторы движутся в "фиксированную сторону", технологически было бы целесообразно двигаться им навстречу. И где-то посередине, наверное, будет найдено определенное равновесие, баланс, который позволит делать бизнес и тем, и другим операторам.

- То есть вы считаете, что МРК может быть интересно развитие LTE?

- Да, совершенно верно.

- Хотелось бы вернуться к WiMAX. СЗТ планировал строить фиксированный WiMAX, как минимум, в Ленинградской области, и это называлось инструментом достижения дачных поселков, например. Как у вас сейчас развивается этот проект?

- На самом деле, все и сразу не бывает. Для того чтобы заниматься какими-либо узкоспециализированными проектами, сначала необходимо решить вопросы глобальные, связанные с созданием мощной инфраструктуры: разветвленного IP-ядра и волоконно-оптической сети, которые позволят осуществлять работу на любых технологиях с использованием протокола IP. В принципе, эта работа ведется нами постоянно и конца не имеет. Можно уже с уверенностью заявить, что СЗТ технологически готово идти по любому пути: и в LTE, и в WiMAX. Но техническая политика СЗТ должна быть согласованной в рамках группы компаний "Связьинвест". Как вы знаете, в свете предстоящей реорганизации холдинга формируется и мобильный дивизион. Когда будет ясность, по какой стратегии будет идти его развитие, тогда можно будет ответить на этот вопрос более четко.

- Касательно инфраструктуры: у "СЗТ" как и у других МРК, развитая собственная магистральная сеть. При объединении в единую операционную компанию, как это планируется сделать сейчас, всю инфраструктуру, как я подозреваю, не очень-то сложно объединить. Не получится ли так, что трансформированная компания станет сама себе конкурентом, то есть "Ростелеком" окажется ненужным дополнением? Сейчас он магистральный оператор федерального масштаба, а при объединении сетей МРК – магистраль увеличится во много раз.

- Это вопрос функционала, не более того. Просто все привыкли мыслить отдельными категориями - "Ростелеком" и МРК. А когда появится объединенная компания, будет единый бизнес. Изменится очень многое: будут общие лицензии, будут исключены взаиморасчеты, стерты географические границы, которые существуют на сегодняшний день. Самое главное в этой связи – построить эффективную организационную структуру и правильно распределить функционал, четко выстроить бизнес-процессы, потому что это будет огромнейшая компания, без преувеличения  "Национальный чемпион". Причем идти нужно "от обратного" - от абонента: мобильного или фиксированного, не важно, нужно идти к вершине пирамиды, и это само собой определит и функционал, и бизнес-структуру.

-Касательно абонентов. Как СЗТ планирует наращивать абонентскую базу, увеличивать ее? Я имею в виду и частных абонентов, и корпоративных. Учитывая конкуренцию, в том числе, и с операторами мобильной связи?

- Точно так же, как мы делаем это сегодня. Вы знаете о том, что мы владеем более 45% рынка ШПД в СЗФО – это достаточно большая доля, никто из конкурентов не занимает более 10%. Чтобы удерживать, а тем более – наращивать эту долю как это делаем мы, необходимо  соответствующим образом постоянно совершенствовать услуги, даже во время кризиса. Мы постоянно предлагаем новые дополнительные сервисы к уже существующим, работаем с тарифами, что повышает привлекательность наших пакетов услуг. Это тот цивилизованный метод работы на рынке, который позволяет не бегать за абонентами, хотя и это тоже необходимое действие. Наша задача - стать до такой степени привлекательными для абонентов, что они сами придут и купят наши услуги. Мы сейчас работаем над тем, чтобы облегчить процедуру подключения, хотя нам мешает ряд существующих нормативных ограничений, которые требуют, например, подписи клиента на договоре, а это, безусловно, обременение для клиента, ведь нужно в определенные часы куда-то приходить, нельзя решить вопрос "не выходя из дома". Почему я говорю именно о ШПД – потому что рынок "голоса" мы давно завоевали - удерживаем более 70% рынка фиксированных услуг по местной связи. А сегодня любая телефония все больше становится приложением к ШПД, за которым будущее. Значит, чем больше мы нарастим абонентскую базу ШПД, где абсолютно нечувствительно решаются вопросы обеспечения голосовой связи, тем больше и больше у нас будет клиентов. Хотя, с точки зрения привлечения новых клиентов, 13,5 млн.населения СЗФО с коэффициентом семейственности около 3 является определенным естественным ограничением.

 Поэтому другим потенциальным источником  увеличения абонентской базы для нас, безусловно, являются сегодняшние абоненты наших конкурентов. Мы должны сделать так (я имею в виду всех операторов), чтобы абонент сам выбирал, кто лучше - кто не просто дешевле, потому что дешевизна не определяет качество, к сожалению. При этом немаловажно, чтобы на любые проблемы, которые возникают у абонента, была немедленная, оперативная и качественная реакция. Это то направление, которому нами будет придано особое внимание в последующие годы. Безусловно, мы занимались этим и вчера, и занимаемся сегодня, но эта задача становится все острее и острее в силу той жесткой конкуренции, которая присутствует на рынке и стимулирует любую компанию к саморазвитию, самосовершенствованию.

- Кстати об услугах, насколько я помню, когда вы запускали проект IPTV, закупали контент у "Синтерры Медиа". Планируете ли расширять пул поставщиков контента?

- На текущий момент по проекту IP TV мы работаем как с "Синтеррой Медиа", так и напрямую с правообладателями. Это касается как договоров на вещание (каналы), так и договоров на контент для VOD. При этом жесткая политика СЗТ - предлагать своим абонентам исключительно лицензионный контент.

Мы понимаем, что, развивая продукт IP TV, мы должны активно обновлять и наполнить библиотеку контента (VOD) новинками, в т.ч. недавно прошедшими в кинотеатрах. К сожалению, на сегодняшний день цена таких новинок слишком высока. Необходимо изменение схемы предоставления контента (изменение сроков выхода новинок для вещания в сетях IP TV) и схемы разделения доходов между оператором и правообладателем. Мне кажется, что будет смысл в будущей, объединенной компании иметь подразделение (а может, и отдельную компанию), которое будет обеспечивать поиск, контент-агрегацию на всей территории действия объединенной компании.

Сегодня можно сказать, что во многом будущее за контентным наполнением сервисов и услуг, в т.ч. нишевыми продуктами. Но это не значит, что только в контенте заложен основной драйвер. Необходимо не забывать и про технологии, которые должны обеспечивать гарантированный и удобный доступ к потреблению контента.

- Относительно средств. Не так давно СЗТ информировал СМИ о том, что начал борьбу с так называемыми "черными дырами", существование которых приносит оператору существенный убыток. Каков он? Насколько может увеличиться прибыль компании, если борьба с нарушителями примет постоянный характер?

- В год мы теряем несколько сотен миллионов рублей, на которые потенциально может увеличиться наша прибыль. Мы сознательно, по согласованию со "Связьинвестом" запустили проект, который называется "Белые списки". Он разбит на три этапа: первый этап – реализация проекта на АТС, имеющих техническую возможность организации функции "Белых списков”, второй этап – реализация на АТС, имеющих техническую возможность организации "Белых списков" при условии доработки программного обеспечения, третий этап - реализация проекта по Петербургу, так как здесь самая сложная топология построения сети. В конце ноября прошлого года у нас завершились этапы реализации данного проекта во всех регионах, кроме Петербурга. Была произведена так называемая "зачистка" - т.е. исключена возможность пропуска несанкционированного трафика от присоединённых операторов. Внедрение "Белых списков" во всех регионах, дает увеличение прибыли приблизительно на миллион рублей в месяц с каждого региона, в масштабах СЗФО - это дополнительных 10 млн руб. ежемесячно. Что касается Петербурга, то эти цифры могут быть гораздо существеннее, в силу того, что доходы здесь значительно выше других регионов. Работу по исключению возможности пропуска несанкционированного трафика от присоединённых операторов также начал и "ЦентрТелеком". Я думаю, что и другие МРК уже готовятся к этому. Рано или поздно наш рынок станет более цивилизованным ввиду того, что маршрутизация трафика будет корректной. Это позволит не просто кому-то больше зарабатывать, а строить рыночные отношения более дисциплинированно, что крайне важно не только для бизнеса, но и для безопасности государства. Мы, как государственная компания, как патриоты своей страны заинтересованы в этом, поэтому мы и приступили к реализации этой программы. До конца 2010 г. мы завершим реализацию данного проекта в Северной столице, и проблема ограничения пропуска несанкционированного трафика от присоединённых операторов по СЗФО будет решена полностью.

- Вы не так давно запустили новый контакт-центр и начали предоставлять услуги ИСС. На ваш взгляд, какие именно услуги ИСС станут двигателями продаж?

- В первую очередь контакт-центр создан для поддержки услуг основного бизнеса нашей компании, важнейшими направлениями деятельности которой является информационно-техническая поддержка клиентов и телемаркетинг. Во вторую, конечно же – с целью оказания традиционных информационно-справочных услуг. В перспективе на базе контакт-центра мы планируем оказывать и услуги для сторонних компаний, что позволит нам извлекать дополнительный доход. Ведь спрос на услуги call-центров в регионах остается неудовлетворенным и "Северо-Западному Телекому" со своей инфраструктурой и технической базой грех было бы не воспользоваться этой возможностью. Рынок Петербурга, кстати, мы тоже не исключаем из своего поля зрения, так как и здесь качество аналогичных услуг call-центров, и надежность операторов, работающих в этом сегменте, все еще оставляют желать лучшего. Кроме того, дополнительный доход мы планируем получать за счет предоставления нашим корпоративным клиентам доступа к интеллектуальным услугам: приобретая многоканальный телефонный номер 80Х-351-хх-хх, они могут организовывать свои собственные бесплатные горячие линии для клиентов, справочные службы, платные консультации и др. Это обоюдовыгодное сотрудничество для нас и наших клиентов на территории всего Северо-запада.

В прошлом году "Связьинвест" объявил о списании части средств, потраченных на внедрение Amdocs и Oracle, в том числе, как поясняли в "ЦентрТелекоме", часть лицензий просто оказалась невостребованной, из-за того, что за время внедрения в МРК произошли существенные сокращения штата. Как ситуация с внедрением Amdocs и Oracle обстоит у вас?

 - Oracle у нас внедрен, приобретенное количество лицензий нами используется, поэтому мы ничего не списывали.

Давно обсуждается вопрос о том, что для связи с Калининградской областью нужно иметь линии, проходящие в обход  других государств. Несколько раз операторы Северо-запада подходили к вопросу о прокладке подводного кабеля, но взять эту "штангу" так и не смогли. Есть ли какие-то подвижки в решении этого вопроса? Может, если вы совместно с партнерами не можете решить проблему, стоит запросить помощь государства?

 - Мы не отказались от этой бизнес-идеи, прекрасно понимая, что рано или поздно жизнь заставит проложить этот кабель, но для реализации этого проекта одного нашего желания недостаточно. Операционный менеджмент компании не вправе принимать решения по таким проектам. Это проект - транснациональный, его оценочная стоимость – более 5,5 млрд руб. Учитывая безопасность государства и бизнеса, плюс потенциальное снижение наших издержек (сейчас мы платим за аренду каналов у "ТрансТелеКома" и "Ростелекома" порядка 250 млн руб в год) – это проект окупаемый, но крайне сложный. Приступать к его реализации самостоятельно нецелесообразно. Для реализации таких проектов должен формироваться некий консорциум, и только он в состоянии на экономически выгодных условиях инвестировать деньги. Это решение должно приниматься на уровне холдинга, отрасли, возможно - даже правительства. Государственная поддержка необходима, особенно с точки зрения согласований, которые надо будет получить – ведь это прокладка кабеля в территориальных водах не только своей страны,  но и сопредельных государств.

 - Вдоль газопроводов, в том числе и морских, обязательно прокладывается опто-волоконный кабель. Возможно ли использование "Северного потока" для доступа к Калининградской области?

 - Потенциально да, но этот вопрос нами не прорабатывался.

Вы упоминали, что 87% всех инвестиционных проектов "СЗТ" имеют короткий срок окупаемости - что это за проекты?

 - Почти 60% из них – развитие новых услуг и проекты ШПД, в т.ч. PON,  клиентские проекты. Около 15% - строительство транспортной инфраструктуры, в частности, сетей с использованием технологий xWDM, SDH и GE.  Эти проекты имеют срок окупаемости 3-5 лет. Чуть больший срок окупаемости у проектов по телефонизации нового жилья, не менее важныхе для нас сегодня.

 - Хотелось бы поговорить о социальной нагрузке – насколько она тяжела? Я имею в виду социальную ответственность, такую как таксофоны или проводное радио. При том, что EBITDA маржа "СЗТ" выше 40%, какого уровня EBITDA вы бы могли достичь, если бы не эта нагрузка?

 - Гадать на кофейной гуще и предполагать, например, более 50% - я не буду. На сегодняшний день по эффективности бизнеса мы находимся на уровне западных телекоммуникационных компаний. При правильной постановке бизнеса EBITDA маржа находится в промежутке от 35 до 45% - это очень хороший показатель. Добиться большего - проблематично. Что касается нерентабельного проводного радио, составляющего на сегодня очень незначительную долю наших услуг, часть ответственности с нас должна снять федеральная программа цифрового телевидения. Необходимо менять его технологию: уходить от проводного и переходить на эфирное радио – это значительно более оптимальная технология, в том числе, с точки зрения абонента. Что касается таксофонов, то институт универсальной услуги подтвердил свою состоятельность – затраты на содержание таксофонной сети нам возмещаются вовремя и в полном объеме. Поэтому говорить, что УУС снижает нашу эффективность – неверно.

Кстати, споры о универсальном таксофоне ведутся яростные, кто-то говорит что это нужная услуга, кто-то – ненужная. У меня тоже есть свое мнение, что вы о них думаете как одни из исполнителей?

 - С точки зрения социальной ответственности и государственной задачи обеспечения населения минимальным набором услуг связи, это работа, которая должна была быть сделана, и она сегодня востребована. Вы представляете себе наши расстояния – это был чрезвычайно сложный проект, огромный труд большого числа людей: в одной только Псковской области мы установили порядка семи тысяч таксофонов. Сегодня у нас есть примеры того, как люди охраняют таксофоны в своих деревнях, чтобы ничего с ними не случилось, чтобы была связь – это очень приятно. Я полностью согласен с вашим главным редактором, который в одной из публикаций отметил, что если благодаря наличию таксофона была спасена хотя бы одна человеческая жизнь, это нужная услуга.

А теперь не о социальной ответственности, а о монополизме, о том, что у нас до сих пор монополистами признаны только МРК и "Ростелеком", а сотовые операторы, абонентская база которых больше, чем у всех вместе взятых МРК монополистами не признаны. Является ли это каким-то отягощением для вашей деятельности, может быть, действительно, уже не стоит признавать МРК монополистами, тем более, что по сути они ими и не являются?

 - Это правда, мы уже давно фактически не являемся монополистами. Если посмотреть на доли рынка, очень четко по деньгам все это видно: на сегодня СЗТ занимает менее 20% телекоммуникационного рынка в СЗФО по доходам с учетом сотовых операторов. Т.е. считать нас монополистами некорректно, хотя это определено действующим антимонопольным законодательством. Но законы – не догма, они должны меняться с требованиями времени, с изменениями технологий и рыночных условий.

- Еще о монополизме. В нашей беседе вы упомянули, что занимаете более 45% рынка ШПД в СЗФО, а здесь вы не опасаетесь сами попасть под действия антимонопольного законодательства?

-  Мы действительно стремимся стать оператором №1 на рынке ШПД, но это не означает монополизма, который характеризуется рядом признаков, которые в нашем случае не присутствуют. Для выхода на этот рынок особых барьеров нет: технологически любой оператор при наличии собственных сетей может предоставлять ШПД-услуги - все технические решения являются масштабируемыми и легко тиражируемыми. Так же нет и существенных экономических барьеров: удельные капитальные затраты на порт ШПД невелики. Более того, рынки каждого отдельного региона и населенного пункта в данном контексте правильнее рассматривать как отдельные несвязанные рынки, и оценивать конкурентную ситуацию и барьеры на вход в каждом из них отдельно.

 - Напоследок, давайте поговорим об инфраструктуре. Сейчас обсуждается вопрос свободного доступа к этому ресурсу. Причем говорится только об инфраструктуре монополистов. Каким образом вы работаете, чтобы инфраструктура была не только ваша, но и учитывала недискриминационный доступ?

 - На сегодняшний день LLU - обеспечение недискриминационного доступа - это не положение законодательства, обязательное к исполнению. Это пока только обсуждение. Поэтому я предложил бы решать проблемы по мере их поступления.


Комментарии :
    ;) Вот ведь. АБВГДейка 02.04.10 01:47
    > И все наши действия, действия МРК, присоединяемых к "Ростелекому", должны укладываться в схему, которая будет предложена, пройдет через утверждение Правительства, Совета директоров, собрания акционеров и только после этого......наступит XXII век. И уж что точно не будет востребовано, так это CDMA450. Если что-то и живо в Архангельске на 450, так это больше от никчемности диапазона.

    Или Тетру в широчайшую полосу... :) АБВГДейка 02.04.10 01:50
    -