Из "серых" майнеров в "белые"

На фото: исполнительный директор АНО "Институт экономики роста им. Столыпина П.А." Антон Свириденко
Исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина П.А. Антон Свириденко на площадке Cripto Summit-2025 предложил создать специальные экономические режимы для стимуляции перехода "серых" майнеров в легальное поле. Он сказал, что, по данным института, нелегальный майнинг нанес ущерб российской экономике на сумму более 10 млрд руб. в энергетике и до 9,6 млрд руб. неуплаченных налогов. Он отметил, что, по подсчетам экспертов института, около 30% всех майнеров в РФ - "серые", то есть добывают криптовалюту, запитываясь от электросетей по социальным тарифам для физических лиц.
"Почему майнеры не хотят переходить в белую сферу? Они боятся, что у них могут изъять оборудование, утечек информации, дополнительных расходов и отсутствия четкого механизма вывода криптовалюты в рубли. Отмечу, что в законах есть детали, нуждающиеся в уточнении. Одним из решений, на наш взгляд, может стать экспериментальный режим для майнинга, чтобы мы попробовали схему со специальными электростанциями, специальный режим, упрощенное налогообложение - к этому надо двигаться. Мы верим в майнинг и считаем, что он идет в правильном направлении, но нужно много поработать, чтобы это было выгодно и удобно всем", - заявил Антон Свириденко.
Исправить ситуацию, по его мнению, могло бы урегулирование юридической неопределенности и раскрытие потенциала отрасли через интеграцию с энергетическим комплексом по аналогии с Канадой, которая, по словам Антона Свириденко, использует гидроэнергетику для питания майнинговых ферм, или с Китаем, который построил в Эфиопии электростанцию на 6 ГВт для майнинговой инфраструктуры. Он отметил, что схожий проект целенаправленного использования энергии для майнинга в России реализует госкорпорация "Росатом" на Калининской АЭС, где к 2025 г. создано 50 МВт мощности. Ее сотрудничество с Intelion Mining и BitCluster, по оценке Антона Свириденко, может приносить до $100 млн в год, а вся индустрия, при условии превращения в инновационную, будет приносить российской экономике до 50-60 млрд руб. налогов ежегодно.
Отвечая на вопросы корреспондента ComNews, он добавил, что при разработке мер для специального режима законодателям стоит ориентироваться на опыт ОАЭ, Казахстана, Грузии, Армении, Филиппин и Ирана. Специальные режимы в этих странах включают сниженные налоги, особый энерготариф, упрощенные требования к процедурам.
"Вряд ли стоит говорить о снижении налогов сейчас: новый режим для майнинга только устоялся. Тем более что НДС в России майнинг не облагается и так. Так, стоит подумать о специальном энерготарифе, если генерация, допустим, специально строится под цифровую инфраструктуру. Тут многое будет зависеть от энергокомпаний, но рассмотреть этот вариант можно. Кроме того, необходимо упрощенное налогообложение, чтобы налоги рассчитывались автоматически", - сказал Антон Свириденко.
По словам коммерческого директора Intelion Антона Гонтарева, количество "серых" и "черных" майнеров превосходит оценку экспертов института. Он рассказал корреспонденту ComNews, что, согласно оценке рынка Ассоциации промышленного майнинга (Intelion является членом и соучредителем ассоциации), более 50% всех майнеров являются "серыми" и "черными", которые дискредитируют всю отрасль в глазах Центрального банка и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).
"Ассоциация промышленного майнинга борется с этой проблемой, в том числе создавая разные рабочие группы с таможенными и налоговыми органами, РСПП, партиями ЛДПР и "Единой Россией", и пытается коллегиально собрать все мнение рынка для консолидированного решения. Таким решением стал реестр майнеров, в который вступают майнеры и вносят информацию об использованных устройствах и их серийных номерах. Это делается в том числе, чтобы у налоговых органов была база данных для условной "чистки". Они по серийным номерам через запрос у таможни могут получить информацию о ввозе устройств, то есть ввезли его "в белую" или нет. "Серые" и "черные" майнеры работают на устройствах со средней стоимостью в $3,5 тыс., ввезенных без уплаты НДС", - сказал Антон Гонтарев.
Он отметил, что недавние ограничения на майнинг, введенные в некоторых субъектах РФ, стали следствием использования "серыми" и "черными" майнерами тарифов на электроэнергию для физических лиц в регионах, где она субсидируется государством и фактически предпринимательством. Это приводило к дефициту электричества и его отсутствию в административных учреждениях, школах и детских садах. По его словам, за первые три месяца 2025 г. Минэнерго закрыло 14 площадок в Иркутской области, на которых шла нелегальная добыча криптовалюты.
"В регионах, в которых есть госсубсидии на электроэнергию, вводится запрет на майнинг. Но при этом у "белых" компаний есть возможность прямого общения с ФОИВами и решения этих проблем. Ведомства понимают пользу потребления нами электроэнергии, что мы можем отключаться в пиковые часы, можем участвовать в управлении спросом, и в данном случае потреблять энергию 24 на 7, если есть ее избыток. Они получают за это приличные деньги, которые могут использовать для реорганизации и перестройки системы и строительства новых сетей", - заметил Антон Гонтарев.
Основательница Telegram-канала "Все о блокчейн, мозге и Web 3.0" Ани Асланян назвала предложение института оптимистическим сценарием с элементами PR. Она отметила, что переход "серых" майнеров в легальное поле может быть не таким гладким из-за сопротивления последних и пробелов в законах.
"Цифры 50-60 млрд руб. налогов, $100 млн от проектов выглядят как максимальный сценарий, а реализация идей упирается в типичные российские сложности: бюрократию, коррупцию и недостаток ресурсов. Если институт хочет продать эту идею, то нужно больше конкретики и меньше громких обещаний", - сказала она.
По словам члена экспертного совета Российской ассоциации криптовалют и блокчейна и вице-президента ООО "Мера Капитал Групп" Валерия Петрова, с точки зрения профессиональных майнеров и инвесторов, работающих с криптоактивами, проблема нелегального "серого" майнинга в России на текущий момент выглядит неактуальной. С конца 2024 г. в преддверии того, что с 1 января 2025 г. в России вступил в силу закон, запрещающий майнинг в 13 регионах страны, а в остальных регионах, где он разрешен, наложен ряд ограничений и требований, после которых все, кто был легально подключен к генерирующим мощностям в индивидуальном порядке (домашние фермы, контейнеры и т.п.), начали либо укрупняться, либо переносить передачу майнинговых мощностей на площадки, которыми управляют промышленные майнинговые сервисы. При этом тех, кто был нелегально подключен, независимо от их целей (майнинговое производство или иные цели), однозначно идентифицировать как "серый" майнинг невозможно.
"Эта проблема лежит в плоскости уголовного права и связана с воровством электрических мощностей. Других существенных проблем эти лица для экономики страны не представляют. По общей ориентировочной оценке аналитиков, объем электроэнергии, который воруется при нелегальном подключении к энергомощностям, может быть оценен в пределах 10 млрд руб. в год. Туда входили не только майнеры, но и другие лица, которые нарушают российское законодательство. Органы контроля давно научились выявлять и бороться с такими жуликами. В связи с этим можно предположить, что в течение 2025 г. все, кто хотел легально заниматься майнингом, начнут исполнять требования нового закона, а остальными как занималась, так и будет заниматься полиция. Говорить о "сером" майнинге как острой проблеме для России на сегодняшний день, видимо, не приходится", - заключил Валерий Петров.
