Ближний Восток и Африка - самые перспективные рынки для отечественных ИТ-компаний. А самые конкурентные продукты лежат в областях финтеха, ИБ-решений и розничной торговли.
На фото слева направо: "Нота" - Антон Спирин, "Нота" - Юрий Мацыгин, ГК Softline - Андрей Благоразумов, Группа "Астра" - Кирилл Синьков, Smart technologies Soft - Николай Куликов, Nexign - Максим Нартов.
© ComNews
25.09.2024

Об этом рассказали участники панельной дискуссии "Ралли по ИТ-ландшафту, кто придет первым - кого возьмут в будущее?", состоявшейся на площадке второй партнерской конференции "Нота". Партнерская конференция" сентября 2024 г. в Москве.

Восточный сосед

Дискуссия началась с рассказа заместителя генерального директора компании Smart technologies soft Николая Куликова о достижениях Китая в ИТ-индустрии. По его словам, в Китае есть шесть написанных с нуля баз данных, которые могут обрабатывать 600 млн транзакций в день.

"В китайском сервисе видеоконференций есть подстрочный перевод слов собеседника, говорящего на китайском языке и по итогам вашего разговора он составляет протокол и отправляет вам в календарь кто и что должен сделать", - сказал Николай Куликов.

Позднее, отвечая на вопросы корреспондента ComNews, он отметил, что залог превосходства китайских ИТ-продуктов заключается в иной рыночной модели. По его словам, китайский рынок, в отличии от высококонкурентного российского, поделен между несколькими ИТ-гигантами, "выращивающими" продукты. Не последнюю роль, по его мнению, играет и численность рабочей силы. Николай Куликов обратил внимание, что около 40% изменений в OpenSource внесены людьми с китайскими фамилиями, а в одном только ИТ-гиганте Tencent трудится больше 35 тыс. программистов.

Однако другие участники дискуссии смотрят на китайские компании с большим скептицизмом. Так, по мнению участника дискуссии и директора управления развития продаж ГК Softline Андрея Благоразумова, у Китая действительно есть огромное преимущество в виде 1,5 млрд потенциальных пользователей, однако есть и слабые стороны в виде неструктурированных каналов продаж, отсутствия поддержки, невозможности кастомизации и языкового барьера.

"Китайский продукт в РФ надо сначала перевести на русский, построить канал дистрибьюции, привести их в соответствие с менталитетом клиентов, требованиями регуляторов, юриспруденцией и добавить поддержку разных уровней, отметил он в разговоре с корреспондентом ComNews. - Момент, когда китайские ИТ-продукты выйдут на мировые рынки - это вопрос следующих 5-10 лет, во многом потому что китайские вендоры ориентируются, в первую очередь, на домашний рынок".

С ним согласен директор департамента по работе с технологическими партнерами ПАО "Группа Астра" Кирилл Синьков. Он отметил, что в КНР существует огромное количество компаний, чьи сервисы дублируют мировые, и что у китайского внутреннего рынка есть огромный потенциал, который поглощает ресурсы китайских ИТ-компаний.

Конкурентные преимущества

Однако, с ним не согласился директор по развитию бизнеса ОАО "Нексайн" (Nexign) Максим Нартов. Он отметил, что китайские компании во многом опережают отечественные, но это не мешает последним конкурировать с первыми на многих рынках.

Позднее он сказал, что конкуренция в совокупности с требовательными заказчиками со временем приведет к тому, что появится продукт высокого качества, востребованный не только в России, но и в остальном мире.

"На потребительском рынке реализовать такой продукт будет сложнее, - отметил Максим Нартов. - А на рынке энтерпрайза это будет проще. В создании продукта нам помогает требовательный потребитель, который тренирует российские компании так, как не тренирует ни один клиент ни на западе ни на востоке".

Другой участник дискуссии, заместитель генерального директора по развитию бизнеса ООО "Т1 Инновации" ("Нота"), коммерческий директор по продуктам и сервисам ООО "Т1" Антон Спирин, рассказал корреспонденту ComNews, что благодаря сильной отечественной инженерной школе, опыту работы с зарубежными продуктами, средствам на развитие, большому объему заказов и высоким требованиям со стороны клиентов, российские ИТ-компании смогли достигнуть высокого темпа развития, в котором "один год считается за три".

"В отличии от западных вендоров, - заметил он, - которые развивались десятилетиями, мы идем в совершенно другом темпе и используем самые современные технологические и архитектурные стандарты."

О важности поддержки и сотрудничества с партнерами в разговоре с корреспондентом ComNews упомянул и Кирилл Синьков. По его словам, "Группа "Астра" готова предоставлять продуктово-сервисный подход, инфраструктурный стек и компетенции по внедрению продукта.

У нас товар, у вас...

Об опыте работы на иностранных рынках рассказал директор управления развития продаж ПАО "Софтлайн" (ГК Softline) Андрей Благоразумов. По его словам, нигде в развивающихся странах нет такого количество ИТ-специалистов с таким уровнем знаний и навыков. Он отметил, что стандартная картина за рубежом - отсутствие ИТ-инженеров и архитекторов - и в этом заключается возможность, так как в России заказчик ИТ-решения может многое сделать сам, а иностранный заказчик из развивающейся страны не может сделать ничего в виду дефицита кадров. Однако, он отметил, что рынок Китая остается закрытым не только для российских, но и для западных компаний.

"С чем мы идем на зарубежные рынки? Мы видим, что идет мощная волна запросов на технологический суверенитет. Все мы увидели в 2022 г., что может случится, когда нажав одну кнопку, можно отключить страну от банковских и цифровых сервисов. Большой запрос существует на российские решения в области ИТ-безопасности. Есть спрос на локализацию и программное обеспечение на национальном языке и прозрачный код", - рассказал он.

Позднее, в разговоре с корреспондентом ComNews, Андрей Благоразумов рассказал, что самым перспективным и конкурентоспособным направлением на международном рынке для российских компаний является информационная безопасность.

"Можно сказать, что российские продукты по ИБ, - сказал он, - если не лучшие в мире, то прекрасно дополняют западный продукт. Для какой-нибудь крупной компании в Индонезии иметь и западные и российские продукты по ИБ будет идеальным подходом, так как они защитят ее со всех сторон. Вторая большая зона - вертикальные бизнес-решения для офиса, в которых принимают решения не айтишники исходя из бизнесовой целесообразности. Третий момент - локализация решений и данных в стране клиента. В мире наблюдается тренд на достижение цифрового суверенитета и локализацию данных."

"С точки зрения индустрий, - заметил Максим Нартов. - Наиболее конкурентоспособны и востребованы отечественные решения в областях информационной безопасности, телекома, финтеха. Но я считаю, что если мы если переосмыслим опыт западных компаний, в которых работают русские программисты, и будем мыслить и развиваться стратегически, то перспективы появятся во многих других областях."

Однако, по словам Андрея Благоразумова, есть определенные сложности с местным менталитетом и бизнес-процессами, связанными с отличием культур.

Восток - дело тонкое

Однако такие сложности, по словам Антона Спирина, не пугают отечественные компании. Он рассказал, что компания "Нота" ведет несколько проектов в Узбекистане и там она делает ставку на развитие локальной экосистемы, а местный рынок он назвал дружественным и понятным для российских компаний.

Позднее в разговоре с корреспондентом ComNews он добавил, что сотрудничать с партнерами из СНГ проще всего по причине схожести менталитета и бизнес-процессов, не последнюю роль в сотрудничестве играет и готовность российской компании учитывать пожелания партнеров к продуктам. Среди рынков дальнего зарубежья, вызывающих интерес, он назвал политически нейтральные страны с растущей экономикой и большим населением, такие как страны Персидского Залива, Латинской Америки и Африки.

О ценности рынка Ближнего Востока и Африка упомянул и Максим Нартов. Однако по его мнению, Латинская америка все же, пока, слишком далеко для российских компаний, а страны Юго-Восточной Азии либо уже сильно цифровизированы, либо пытаются повторить путь Китая.

Но у Андрея Благоразумова иное мнение на этот счет. По его словам, в Юго-Восточной Азии есть страны, ориентированные в развитии на Россию, например Вьетнам, или интересующиеся российскими ИТ-продуктами Индонезия или Малайзия.

Заинтересованность в отечественных ИТ-решениях среди компаний из стран Персидского залива и Африки Николай Куликов объясняет нежеланием последних зависеть от стран Запада и Китая. При этом, отметил он, у арабских и африканских партнеров есть множество интересных кейсов, которые могут оказаться полезными российским ИТ-компаниям.

Однако, по мнению Кирилла Синькова, подводить все зарубежные рынки под один знаменатель не разумно, так как рынки разных стран сильно отличаются друг от друга. Так, рынок Республики Беларусь понятен отечественным компаниям, рынки Казахстана и Узбекистана дружественны российским производителям, но там есть проблемы связанные с серым импортом, в странах Ближнего Востока большую роль играют межличностные отношения между участниками рынка, и попытка открыть колл-центр в Дубае обойдется в огромную сумму.

"Мы аккуратно оцениваем то, с чем можно выступать, потому что у нас есть, с чем работать в России, огромный потенциал рынка еще не раскрыт. Доля тех, кто планирует переходить на отечественные решения, огромна. Если мы говорим о продажах в дружественных странах - это одно, но если мы говорим про строительство центров компетенций там, с участием российских сотрудников там, то это также может быть вполне перспективным", - заключил Кирилл Синьков.

Новости из связанных рубрик