ИТ-бюджеты крупнейших страховых компаний составили в среднем 5-10% от объема страховых взносов - в сумме это 230 млрд руб. в год. Аутсорс ИТ-услуг актуален для всех компаний на страховом рынке: в среднем они отдают внешним поставщикам 30% проектов. Однако горизонт планирования по внедрению и развитию ИТ-систем составляет всего один-три года.
© ComNews
18.09.2024

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" и группа "Рексофт" провели исследование среди 60 российских страховых компаний с суммарной долей рынка по величине страховых премий около 50%. По данным исследования, около 75% компаний тратят на ИТ-направление 1-10% страховых взносов: из них половина - 1-5%, а другая - 5-10%; почти 20% опрошенных организаций на развитие цифровых технологий выделяют не менее 15% взносов.

Авторы исследования отметили, что страховщики, входящие в банковские группы, инвестируют в ИТ больше, чем независимые участники (в % от страховых премий); для первых доля расходов на ИТ составила в среднем почти 10-15%, в то время как среди небанковских игроков никто не тратит более 10%, а большинство ограничиваются 1-5%.

"Учитывая, что за 2023 г. страховые компании собрали 285 млрд руб., совокупный ИТ-бюджет страхового рынка в настоящий момент можно оценить в диапазоне от 115 млрд руб. до 230 млрд руб.", - сообщают специалисты "Эксперт РА" и "Рексофта".

По данным исследования, наиболее важным направлением развития для страховых компаний оказалось управление данными и применение data-driven-подхода (80%); вторым по важности трендом стала оптимизация урегулирования убытков; третьим по важности направлением, с небольшим отставанием от лидеров, оказалось улучшение клиентского опыта (20% компаний присвоили ему умеренный или низкий приоритет, при этом для крупных участников рынка именно оно стало ключевым: все респонденты в этой группе оценили его приоритетность как максимальную).

Участники страхового рынка считают, что наибольший эффект для бизнеса принесут создание и развитие экосистем сервисов для клиентов, персонализация страховых продуктов, а также создание и кастомизация новых страховых продуктов - почти 30% опрошенных включили эти направления в топ-3 технологий для бизнеса.

Генеральный директор ООО "Ред Софт" (разработчик операционной системы "РЕД ОС") Максим Анисимов самым востребованным у страховых компаний ИТ-продуктом назвал системное ПО - российские операционные системы. По его словам, также спросом пользуются решения для построения виртуальных рабочих мест и решение для централизованного управления ИТ-инфраструктурой.

Директор по стратегии и развитию технологий АО "Беллсофт" (Axiom JDK) Роман Карпов объяснил, что многие ИТ-системы страховых компаний, включая систему оформления полисов, центральную учетную систему, построены на языке программирования Java, и это, по его мнению, перспективный и фокусный рынок для внедрения отечественной платформы Java. Как отметил Роман Карпов, поскольку ЦБ РФ предъявляет не такие жесткие требования к КИИ и системам персональных данных в страховых компаниях, импортозамещение идет медленнее, чем в банках.

По словам генерального директора ООО "ЧЕСКА" (системный интегратор CESCA) Евгения Доможирова, у страховых компаний в РФ есть спрос на модели предиктивной аналитики, также они активно используют big data и data science.

По данным исследования, для решения ИТ-задач почти 65% страховых компаний полагаются на силы внутренних подразделений, которые реализуют более 50% проектов; взгляды участников рынка на ИТ-аутсорсинг разнятся, но ни одна из организаций не заявила о полном отказе от его использования: в зависимости от бизнес-модели внешним поставщикам отдаются до 50% проектов, но в среднем этот показатель составляет 20-30%.

"При выборе внешнего партнера для реализации ИТ-проекта наиболее важным фактором для всех страховых компаний является репутация и опыт поставщика, на который указали почти 65% респондентов. На втором и третьем месте находятся цена и качество услуг, которые отметили около 50% и 45% респондентов соответственно", - отметили авторы исследования.

Руководитель страховой практики группы "Рексофт" Никита Евсеенко отметил, что ИТ-компаний с глубоким опытом в страховании на российском рынке не хватает и страховщики зачастую вынуждены полагаться на внутренние силы, что ограничивает их потенциал.

"Для совершения прорыва одной внутренней экспертизы недостаточно. Истинная инновация возможна только в тесном сотрудничестве с профильными ИТ-компаниями, которые не просто стоят на острие технологий, но хорошо понимают специфику бизнеса клиента", - добавил Никита Евсеенко.

Коробочные решения не прижились

По данным исследования, коробочные продукты значительно менее распространены среди страховых компаний, их использование приближается к показателю 10-20%. Участники опроса отметили ограниченность коробочных решений, их низкую адаптацию к рынку среди самых значительных проблем.

Евгений Доможиров не согласен с этим утверждением. По его мнению, всегда есть какой-то базовый вариант, который требует доработки и обновления данных: системы развиваются и требуют индивидуального подхода для каждого заказчика.

Ведущий юрист Staffcop ("Атом безопасность" входит в ГК "СКБ Контур") Ольга Попова отметила, что, хотя коробочные решения и привлекательны доступностью, они не всегда подходят под индивидуальные потребности, особенно в сфере информационной безопасности: "Причина тому - негибкость и невозможность адаптироваться к требованиям конкретной организации; а также наличие ошибок, исправлять которые у заказчика нет времени и ресурсов".

Горизонт планирования - три года

По данным исследования, у страховых компаний по части реализации ИТ-проектов наиболее распространен период планирования от одного года до трех лет (этот вариант распространен почти у трети респондентов), около 25% страховщиков ориентируются на краткосрочную перспективу до года; долгосрочное планирование на три-пять лет практикуют менее 15% страховых компаний, и только 5% закладывают горизонт свыше пяти лет.

Авторы исследования подчеркнули, что у 25% страховых компаний глубинное планирование развития ИТ до сих пор отсутствует.

Новости из связанных рубрик