Image by macrovector on Freepik
Банки зафиксировали почти 257 тыс. мошеннических операций с апреля по июнь 2024 г. Это на 14,9% меньше, чем в среднем за предыдущие четыре квартала.
© ComNews
21.08.2024

Об этом сообщили эксперты Центрального банка России 20 августа 2024 г. в "Обзоре отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств". Авторы документа отмечают падение общего количества операций без согласия клиентов (ОБС). Со II квартала 2023 г. по I квартал 2024 г. число ОБС составило 302 074, а за второй квартал 2024 г. - 256 936. При этом объем средств, задействованных в операциях, вырос в среднем с 3,8 млрд до 4,7 млрд руб. Выросло и количество предотвращенных ОБС с 11 тыс. до 16 тыс., а объем средств предотвращенных ОБС увеличился с 1,7 трлн до 2,2 трлн руб.

Эксперты ЦБ отмечают, что во II квартале 2024 г. злоумышленники чаще полагались на фишинговые атаки - их рост составил 20%, по сравнению с атаками вредоносного программного обеспечения (-50%), методами социальной инженерии (-26%) или DDoS-атаками (-20%).

Схожая картина наблюдается и в случаях мошенничества по телефону. Авторы исследования заметили массовое падение количества телефонных звонков от мошенников во II квартале 2024 г. по сравнению со средним значением за предыдущие четыре квартала. Так, со II квартала 2023 г. по I квартал 2024 г. мошенники в среднем звонили с телефонных номеров 8-800 больше 1,1 тыс. раз, с городских телефонов - больше 13 тыс. раз, а с мобильных телефонов - более 117 тыс. раз. А во II квартале 2024 г. - 581 раз, 3000 и 49 тыс. соответственно.

Представитель пресс-службы ЦБ рассказал, что статистика основана на данных, которые регулярно сдают кредитные организации в Банк России. Он отметил, что в России действует система информационного обмена "ФинЦЕРТ", к которой подключены все кредитные организации. Она используется для информационного обмена между участниками финансового рынка и правоохранительными органами, а специальное подразделение ЦБ ведет базу данных, куда попадают попытки осуществления переводов без согласия клиента и информация о плательщиках и получателях денежных средств. Банки обязаны использовать эти сведения в системах противодействия мошенническим переводам.

"В фокусе нашего внимания - проблема кредитного мошенничества. Для ее решения Банк России прорабатывает ряд предложений. Среди возможных - двухдневный период охлаждения на выдачу кредита или займа, если банк подозревает, что человек оформляет деньги под влиянием мошенников. Мы обсудим наши новые инициативы в том числе с участниками финансового рынка и экспертами, поэтому сейчас говорить о деталях будущих мер преждевременно", - отметил представитель пресс-службы ЦБ.

По словам руководителя направления информационной безопасности АО "Инфозащита" (iTPROTECT) Кая Михайлова, рост популярности фишинга среди мошенников можно объяснить возрастающим спросом на "простые" решения по сохранению средств среди населения России, а новый инструментарий злоумышленников обычно привязан к небольшим, но актуальным инфоповодам.

Руководитель департамента информационных технологий ООО "Обит" Кирилл Тимофеев отметил, что периоды глобальных потрясений играют на руку мошенникам - социальным инженерам. В таких условиях люди теряют способность рационально оценивать происходящее и становятся жертвами манипуляций, пренебрегая проверкой достоверности и надежности источников информации.

"Основные инструменты социальной инженерии не изменились, но новые технологии открывают перед злоумышленниками новые возможности. Например, с помощью технологии дипфейк мошенники могут подделывать голоса знакомых жертвы для проведения телефонных разговоров, что делает их атаки более персонализированными и целенаправленными", - рассказал Кирилл Тимофеев.

"В обиходе мошеннические схемы, связанные с телефонными звонками, - рассказал Кай Михайлов. - Операторам зачастую невыгодно брать на себя борьбу со злоумышленниками, хотя именно у них находится больше всех данных об абонентах и возможностей заблокировать звонок. Для операторов это дополнительные расходы на антифрод-системы, техническая нагрузка и снижение трафика, а значит, выплаты по ним падают."

https://www.comnews.ru/content/234671/2024-08-12/2024-w33/1007/oblava-u…

"Недавно состоялось обсуждение законодательного запрета на устройства, которые могут перенаправлять звонок с одной сим-карты на другую, - сказал Кай Михайлов. - Злоумышленники активно используют такой метод, чтобы переадресовывать зарубежные звонки жертвам через российские номера, поэтому идея запрета и родилась."

https://www.comnews.ru/content/234131/2024-07-04/2024-w27/1009/fsb-vvel…

Представители Сбербанка, ВТБ, и Альфа-Банка не ответили на запрос корреспондента ComNews, но представитель пресс-службы Т-Банка отметил, что, несмотря на растущую активность телефонных мошенников, эффективность такой формы преступлений падает. По его словам, количество предотвращенных атак в мае-июне 2024 г. увеличилось на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.

Новости из связанных рубрик