Юлия
Стрелец

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
24.06.2024

Один из трендов искусственного интеллекта (ИИ) ближайших двух лет - развитие мультиагентных систем. Это когда разные ИИ-модели взаимодействуют между собой и совместно решают задачи. Какая-то из них сильна в написании текста или кода, другая умеет давать прогноз на основании определенных данных. Но если развитие таких мультиагентных ИИ-моделей для решения задач внутри корпораций уже идет, то к чему мы придем, если у каждого человека появится ИИ-агент, который будет общаться с продвинутыми цифровыми профилями компаний и госучреждений?

Представим, как будет выглядеть наш быт через не столь далекие годы: ложится человек спать, но его рука не тянется к смартфону, чтобы завести будильник. Вместо этого персональный цифровой ассистент сам посмотрит в рабочий календарь хозяина, спрогнозирует, сколько времени займет дорога до ближайшего медцентра, куда нужно отвезти ребенка перед работой, и запрограммирует маршрут в навигаторе.

На следующий день персональный агент сам внесет платеж по ипотеке, найдет лучшее предложение от банка, выторгует выгодные условия и откроет накопительный счет; посмотрит котировки акций и предложит хозяину прикупить несколько потенциально прибыльных бумаг. Потом агент сам подаст заявление на налоговый вычет и непременно переругается с таким же цифровым агентом от налоговой, потому что придется в десятый раз по новой заполнять декларации, но зато к человеку этот ассистент придет с готовым решением всех бытовых проблем.

Вспоминается американская кинокартина "Она" Спайкла Джонза аж 2013 года. Еще 10 лет назад появился образ некой "операционки", которая умещается в небольшой раскладной гаджет без какого-либо экрана, а просто со встроенной камерой и динамиком. "Операционка" придумывает себе имя и становится не просто ассистентом, который разбирает и фильтрует рабочую почту, но при способности непрерывно самообучаться и коммуницировать с себе подобными ОС, становится для человека собеседником, другом и романтическим партнером.

Способность этой "операционки" общаться с другими обучаемыми программами и есть описание мультиагентной системы. Но теперь это не просто художественный образ и нечто фантастическое, а вполне реальные задачи, над которыми уже работает бизнес. Эксперты Ассоциации Финтех в недавнем исследовании "10 трендов искусственного интеллекта" назвали мультиагентные системы пятым по счету трендом на ближайшие два года.

https://www.comnews.ru/content/233846/2024-06-20/2024-w25/1007/generati…

Что такое мультиагентная система? По-научному, это сеть автономных агентов на базе ИИ, которые взаимодействуют и сотрудничают для достижения конкретных целей в общей среде. Эти агенты обладают способностью к автономному принятию решений, общению с другими агентами и координации действий для выполнения сложных задач.

Агентами могут быть модели ИИ, программы, роботы и другие вычислительные объекты. Ключевое преимущество мультиагентных систем, как объясняют эксперты, их повышенная гибкость и масштабируемость, необходимые для адаптации к меняющимся потребностям бизнеса. В отличие от моноагентных систем, мультиагенты могут объединять различные модели машинного обучения и ИИ и интегрироваться со сторонними инструментами.

Эксперты Ассоциации Финтех объясняют, что, например, финансовые учреждения могут использовать возможности мультиагентных больших языковых моделей для анализа рыночных тенденций, оценки инвестиционных стратегий и предоставления индивидуальных финансовых консультаций, повышая качество услуг и удовлетворенность клиентов.

Очевидно, что если подобные системы появятся не в столь далеком будущем в компаниях для решения внутренних задач, то затем эти технологии выйдут в люди и станут новой формой взаимодействия человека с государством и бизнесом. И здесь определенно возникнут сложности. Прежде всего в самом типе коммуникации между ИИ и форматом данных, который они друг другу передают. Компаниям и государству предстоит создать открытую среду и договориться о стандартах, в каком виде и каким образом они будут передавать информацию.

Первые шаги, очевидно, уже протоптаны. И примером может служить портал "Госуслуги", который позволяет государственным ведомствам обмениваться данными и в нужной форме предоставлять их человеку. Но отсюда вытекает вторая сложность - верификация и идентичность данных в разных системах.

В каждом ведомстве или государственной информационной системе, которые сами по себе автономны, хранится множество данных о человеке, зачастую дублирующихся и не всегда автоматически обновляемых. Примером может стать смена паспортных данных - имени или фамилии. Если получить новый паспорт с помощью портала "Госуслуги" просто и быстро, то сделать так, чтобы портал поверил данным нового паспорта - почему-то сложно. Для этого нужно поменять данные СНИЛС, номер которого выдается человеку единожды. Но сделать это можно только физически. И даже если в социальном фонде, куда ты обратился по СНИЛСу, специалист обновил данные, то только через две недели они отобразятся на "Госуслугах". И все это время "Госуслуги" не верят, что паспорт, который ты недавно получил с помощью этого портала, - реально твой.

А теперь представим, сколько еще государственных информационных систем существует, где люди записаны под разными фамилиями и именами. И как сложно обеспечить сквозной обмен данными между ними, к тому же включив в будущем в этот обмен все частные компании. Сколько правовых, юридических, технических барьеров придется преодолеть, чтобы все участники рынка могли выдвинуть ИИ-агента и отдать ему полномочия общаться с агентами других компаний и предоставить нужное решение или услугу человеку.