Объем цифрового контента в России в 2023 г. вырос в два раза
На фото слева направо: генеральный директор РАЭК Сергей Гребенников, генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко, генеральный директор ИРИ Алексей Гореславский
Вчера, 27 мая, состоялся первый день 28-го Российского интернет-форума. На аналитической панели "Рунету 30. Что дальше? Экономика данных для улучшения качества жизни граждан" генеральный директор Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский сообщил, что в 2021 г. объемы цифрового контента составили 153,4 млрд руб., в 2022 г. - 93,5 млрд руб., а в 2023 г. - 186,2 млрд руб., из которых:
⁃ 75 млрд руб. - онлайн-игры: с учетом выручки российских разработчиков игр, платежей через AppStore, доходов игровых платформ (VK Play, "Яндекс игры", Absolute Games и др.) и посредников
⁃ 98 млрд руб. - стриминговые сервисы: доходы стриминговых сервисов, в том числе экосистемных от подписки или покупки отдельных наименований, включая онлайн-видео, онлайн-музыку, подкасты
⁃ 13 млрд руб. - цифровые книги: спрос оказался на 15% больше, чем в 2022 г.
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников отметил: "Когда мы говорим про российский контент, его создание и потребление, то сразу возникает ассоциация с ИРИ, потому что эта структура за последние несколько лет не просто выделила миллиарды рублей на развитие контента, но и благодаря ИРИ мы узнали новых артистов, режиссеров, продюсеров и поняли, что российское кино и медиа существуют".
Алексей Гореславский рассказал, что ИРИ за последние несколько лет вложил от 10 млрд до 20 млрд руб. в развитие отечественного контента, и сообщил, что в 2024 г. ИРИ проинвестирует 18,7 млрд руб.: половину бюджета - в сериалы, другую половину - в игры.
Аналитик ФГ "Финам" Никита Степанов считает, что в последнее время российский контент получает много субсидий, поэтому предложения из РФ растут: "Пользователи переходят на российские сервисы в условиях отсутствия альтернатив, особенно это ощущается в стриминге. Ту же картину мы наблюдаем по контенту: большая часть западного медиа пропала, поэтому пользователи переключаются на развлечения отечественного производства. В результате мы наблюдаем рост спроса на него, и, скорее всего, эта тенденция сохранится в ближайшее время".
Аналитик практики "Стратегия трансформации" "Рексофт Консалтинг" Полина Гонтарь отметила, что после пандемии сохранилась привычка повышенного потребления цифрового контента: "Аудитория привыкла к рекомендательным сервисам на стриминговых площадках и различным форматам, пытающимся отвечать ежедневным привычкам потребителя. Кроме того, цифровая дистрибуция позволяет совместить потребление контента с другими ежедневными делами. Рынок в ответ активно реагирует на рост спроса, наращивая не только объемы, но и качество медиа. Большой вклад дают экосистемные игроки - ООО "Яндекс", ПАО "Сбербанк", ООО "ВК", ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "Ростелеком" и др.: конкуренция за подписки еще не закончилась, поэтому оригинальный цифровой контент последние несколько лет является одним из основных дифференциаторов в маркетинге".
Полина Гонтарь считает, что тренд на локальное медиа - не новый для рынка развлечений: "Отечественные фильмы и сериалы всегда пользовались спросом на ТВ, а с уходом международных игроков их российские коллеги получили стимул к развитию и дополнительное государственное финансирование".
Она отметила, что ушел далеко не весь зарубежный контент: "Если мы, например, говорим про киноиндустрию: во-первых, не истекли сроки некоторых лицензионных сделок с мейджорами и мини-мейджорами (с компаниями, занимающими лидирующее положение на рынке - обычно киностудии и рекорд-лейблы - прим. ComNews), по которым платформы продолжают показывать зарубежные фильмы. Во-вторых, независимое зарубежное кино имеет нормальный доступ к нашим экранам. И даже появляются отдельные индикаторы с западной стороны: недавно на стриминговой платформе Netflix вернули русский язык для новых популярных сериалов. Будет ли это разово или постоянно - предстоит увидеть".
Полина Гонтарь упомянула, что с уходом из легального поля голливудские фильмы никто особо не рекламирует, перекладывая бюджет в продвижение крупных российских проектов, что позволяет им ставить новые рекорды по просмотрам и кассовым сборам.
Представитель пресс-службы холдинга "МТС Медиа" сообщил корреспонденту ComNews, что аудитория цифровых сервисов KION, "МТС Музыка" и "Строки" растет с каждым годом: "С момента основания онлайн-кинотеатра KION в апреле 2021 г. к концу 2023 г. количество пользователей достигло 8,6 млн. На рынке онлайн-кинотеатров есть несколько драйверов. Во-первых, рост количества и качества контента (за три года существования на KION вышло более 80 проектов). Во-вторых, технологическое развитие: стабильный безопасный сервис, детские аккаунты, удобный интерфейс, доступность на любых гаджетах, внедрение Big Data и искусственного интеллекта, с помощью которых создаются индивидуальные подборки контента. Это позволяет платформам применять персонализированный подход, который ценят пользователи. Наконец, стриминги преобразуются из сервисов для просмотра кино в полноценные медиасервисы - так, в KION на части Smart TV стала доступна для прослушивания "МТС Музыка".
"Ежемесячная аудитория музыкального стриминга "МТС Музыка" в IV квартале 2023 г. выросла на 42% в сравнении с показателем IV квартала 2022 г. Приоритет на 2024 г. - предоставлять качественный сервис и наращивать аудиторию. В этом году мы рассчитываем на динамику не меньше, чем в прошлом, то есть ждем двукратного роста аудитории", - сказал представитель пресс-службы холдинга "МТС Медиа".
На вопросы корреспондента ComNews онлайн-кинотеатры Premier, Ivi, Okko.tv, VK не ответили.