Яндекс нарастил обороты, но прибыль снизилась
Общая выручка "Яндекс" по итогам 2023 г. составила 811,1 млрд руб., что на 53% выше уровня 2022 г. Но при этом прибыль снизилась более чем вдвое - с 47,6 до 21,8 млрд. руб.
Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в четвёртом квартале 2023 года составила в среднем 63,8% — на 1,2 п.п. выше, чем в четвёртом квартале 2022 года, когда она составляла 62,6%. По сравнению с третьим кварталом 2023 года (62,6%) доля также выросла на 1,2 п.п. (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар).
Доля поисковых запросов с мобильных устройств в четвёртом квартале 2023 года составила 69,5% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 62,5% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в четвёртом квартале 2023 года.
Товарооборот на сервисах электронной коммерции (GMV) в четвёртом квартале 2023 года вырос на 46% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал прошлого года. Валовая стоимость заказов (GMV) в сервисах Райдтеха выросла на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 51% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки внесла Яндекс Лавка, а следом за ней — Яндекс Маркет) и сервисов Райдтеха. Выручка Райдтеха выросла на 45%, что ниже показателя роста GMV — это объясняется увеличением инвестиций в бонусы для водителей, в особенности на российском рынке. Выручка сервисов электронной коммерции увеличилась на 49%, что немного быстрее роста GMV в связи с оптимизацией комиссии для сторонних (3P) продавцов и ростом доли рекламной выручки. Выручка других O2O-сервисов выросла на 69% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки, а также бизнеса по доставке заказов из ресторанов.
Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов в четвёртом квартале 2023 года выросла на 72% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки Яндекс Плюс (67% год к году) на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф Плюс Мульти, а также дополнительных опций. На рост выручки также повлияла хорошая динамика других доходов (включая рекламную, лицензионную, выручку от продажи билетов и другие категории выручки).
Выручка в сегменте сервисов объявлений в четвёртом квартале 2023 года выросла на 79% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Выручка увеличилась в первую очередь благодаря высоким результатам Авто.ру, а также Яндекс Путешествий. На рост выручки также повлияли хорошие результаты в Яндекс Недвижимости в категории объявлений на первичном рынке.
Выручка в сегменте прочих бизнес-юнитов и инициатив в четвёртом квартале 2023 года увеличилась на 84% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов направления Устройств и Алисы, Yandex Cloud и направления Финтеха. Выручка направления Устройств и Алисы выросла на 69% год к году и достигла 19,8 млрд рублей. Выручка Yandex Cloud выросла на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря расширению предоставляемых услуг и увеличению доли рынка на фоне растущего спроса на сервисы Yandex Cloud.
Но при этом в "Яндексе" считают, что возможность прогнозирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе по-прежнему остаётся ограниченной из-за сохраняющейся высокой степени неопределённости в отношении геополитических и макроэкономических событий в будущем.
Ключевые финансовые и операционные показатели за IV квартал 2023 года и 2023 год
В миллионах рублей |
Три месяца, закончившиеся 31 декабря |
Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря |
|||||
2022 |
2023 |
Изменение |
2022 |
2023 |
Изменение |
||
Общая выручка |
164 778 |
249 586 |
51% |
521 699 |
800 125 |
53% |
|
Скорректированный показатель EBITDA |
17 173 |
32 903 |
92% |
64 140 |
96 970 |
51% |
|
Результаты группы компаний |
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (total adjusted EBITDA margin), % |
10,4% |
13,2% |
2,8 п.п. |
12,3% |
12,1% |
-0,2 п.п. |
Чистая прибыль |
7 055 |
(6 322) |
н/прим. |
47 615 |
21 775 |
-54% |
|
Скорректированная чистая прибыль |
747 |
11 829 |
н/прим. |
10 765 |
27 411 |
155% |
|
Доля компании на российском поисковом рынке, % |
62,6% |
63,8% |
1,2 п.п. |
61,9% |
63,4% |
1.5 п.п. |
|
Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, % |
62,0% |
63,5% |
1,5 п.п. |
61,4% |
63,0% |
1,6 п.п. |
|
Доля поисковых запросов на устройствах на базе iOS, % |
48,0% |
51,2% |
3,2 п.п. |
47,6% |
49,9% |
2,3 п.п. |
|
Поиск и портал |
Выручка |
69 859 |
101 111 |
45% |
226 022 |
337 514 |
49% |
Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам |
56 434 |
80 962 |
43% |
186 455 |
274 946 |
47% |
|
Скорректированный показатель EBITDA |
36 866 |
50 205 |
36% |
120 503 |
172 950 |
44% |
|
Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), % |
52,8% |
49,7% |
-3,1 п.п. |
53,3% |
51,2% |
-2,1 п.п. |
|
Выручка |
85 874 |
130 087 |
51% |
261 246 |
420 753 |
61% |
|
Валовая стоимость заказов райдтех-сервисов (GMV)3 |
218 427 |
326 977 |
50% |
762 848 |
1 104 874 |
45% |
|
Электронная коммерция, Райдтех и Доставка |
Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV)4 |
112 098 |
163 918 |
46% |
307 711 |
503 385 |
64% |
Валовая стоимость заказов других O2O-сервисов (GMV)5 |
66 660 |
104 103 |
56% |
192 130 |
330 566 |
72% |
|
Общий скорректированный показатель EBITDA |
(10 542) |
(2 209) |
н/прим. |
(19 644) |
(23 611) |
20% |
|
Плюс и развлекательные сервисы |
Число подписчиков Яндекс Плюса, млн |
19,3 |
30,4 |
58% |
19,3 |
30,4 |
58% |