© ComNews
15.02.2024

Общая выручка "Яндекс" по итогам 2023 г. составила 811,1 млрд руб., что на 53% выше уровня 2022 г. Но при этом прибыль снизилась более чем вдвое - с 47,6 до 21,8 млрд. руб.

Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) в четвёртом квартале 2023 года составила в среднем 63,8% — на 1,2 п.п. выше, чем в четвёртом квартале 2022 года, когда она составляла 62,6%. По сравнению с третьим кварталом 2023 года (62,6%) доля также выросла на 1,2 п.п. (по данным аналитического сервиса Яндекс Радар).

Доля поисковых запросов с мобильных устройств в четвёртом квартале 2023 года составила 69,5% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 62,5% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска в четвёртом квартале 2023 года.

Товарооборот на сервисах электронной коммерции (GMV) в четвёртом квартале 2023 года вырос на 46% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал прошлого года. Валовая стоимость заказов (GMV) в сервисах Райдтеха выросла на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 51% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки внесла Яндекс Лавка, а следом за ней — Яндекс Маркет) и сервисов Райдтеха. Выручка Райдтеха выросла на 45%, что ниже показателя роста GMV — это объясняется увеличением инвестиций в бонусы для водителей, в особенности на российском рынке. Выручка сервисов электронной коммерции увеличилась на 49%, что немного быстрее роста GMV в связи с оптимизацией комиссии для сторонних (3P) продавцов и ростом доли рекламной выручки. Выручка других O2O-сервисов выросла на 69% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки, а также бизнеса по доставке заказов из ресторанов.

Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов в четвёртом квартале 2023 года выросла на 72% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Рост в основном обусловлен увеличением доходов от продаж подписки Яндекс Плюс (67% год к году) на фоне роста общего числа платящих подписчиков и перехода на единый семейный тариф Плюс Мульти, а также дополнительных опций. На рост выручки также повлияла хорошая динамика других доходов (включая рекламную, лицензионную, выручку от продажи билетов и другие категории выручки).

Выручка в сегменте сервисов объявлений в четвёртом квартале 2023 года выросла на 79% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Выручка увеличилась в первую очередь благодаря высоким результатам Авто.ру, а также Яндекс Путешествий. На рост выручки также повлияли хорошие результаты в Яндекс Недвижимости в категории объявлений на первичном рынке.

Выручка в сегменте прочих бизнес-юнитов и инициатив в четвёртом квартале 2023 года увеличилась на 84% по сравнению с аналогичным показателем за четвёртый квартал 2022 года. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов направления Устройств и Алисы, Yandex Cloud и направления Финтеха. Выручка направления Устройств и Алисы выросла на 69% год к году и достигла 19,8 млрд рублей. Выручка Yandex Cloud выросла на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря расширению предоставляемых услуг и увеличению доли рынка на фоне растущего спроса на сервисы Yandex Cloud.

Но при этом в "Яндексе" считают, что возможность прогнозирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе по-прежнему остаётся ограниченной из-за сохраняющейся высокой степени неопределённости в отношении геополитических и макроэкономических событий в будущем.

Ключевые финансовые и операционные показатели за IV квартал 2023 года и 2023 год

В миллионах рублей

Три месяца, закончившиеся 31 декабря

Двенадцать месяцев, закончившиеся 31 декабря

2022

2023

Изменение

2022

2023

Изменение

Общая выручка

164 778

249 586

51%

521 699

800 125

53%

Скорректированный показатель EBITDA

17 173

32 903

92%

64 140

96 970

51%

Результаты группы компаний

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (total adjusted EBITDA margin), %

10,4%

13,2%

2,8 п.п.

12,3%

12,1%

-0,2 п.п.

Чистая прибыль

7 055

(6 322)

н/прим.

47 615

21 775

-54%

Скорректированная чистая прибыль

747

11 829

н/прим.

10 765

27 411

155%

Доля компании на российском поисковом рынке, %

62,6%

63,8%

1,2 п.п.

61,9%

63,4%

1.5 п.п.

Доля поисковых запросов на устройствах на базе Android, %

62,0%

63,5%

1,5 п.п.

61,4%

63,0%

1,6 п.п.

Доля поисковых запросов на устройствах на базе iOS, %

48,0%

51,2%

3,2 п.п.

47,6%

49,9%

2,3 п.п.

Поиск и портал

Выручка

69 859

101 111

45%

226 022

337 514

49%

Выручка за вычетом вознаграждения партнёрам

56 434

80 962

43%

186 455

274 946

47%

Скорректированный показатель EBITDA

36 866

50 205

36%

120 503

172 950

44%

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA (adjusted EBITDA margin), %

52,8%

49,7%

-3,1 п.п.

53,3%

51,2%

-2,1 п.п.

Выручка

85 874

130 087

51%

261 246

420 753

61%

Валовая стоимость заказов райдтех-сервисов (GMV)3

218 427

326 977

50%

762 848

1 104 874

45%

Электронная коммерция, Райдтех и Доставка

Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV)4

112 098

163 918

46%

307 711

503 385

64%

Валовая стоимость заказов других O2O-сервисов (GMV)5

66 660

104 103

56%

192 130

330 566

72%

Общий скорректированный показатель EBITDA

(10 542)

(2 209)

н/прим.

(19 644)

(23 611)

20%

Плюс и развлекательные сервисы

Число подписчиков Яндекс Плюса, млн

19,3

30,4

58%

19,3

30,4

58%

Новости из связанных рубрик