Искусственный интеллект изменит роль педагога в информационном обществе
Российская сфера образования находится в начале внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и пока уступает таким сегментам экономики, как финансовый бизнес, торговля и телекоммуникации. Однако именно образование, которое плотно связано с информацией, особо нуждается во внедрении технологий ИИ. Но этот процесс проходит не без проблем.
Михаил
Никифоренко
© ComNews
31.01.2024

Об этом сказано в отчете АНО "Цифровая экономика", НИУ ВШЭ и Аналитического агентства РАЭК, который стороны представили 30 января на ВДНХ. Документ подвел итоги 2023 г. в области ИИ, проследил тенденции внедрения этой технологии в учебных заведениях.

Россия идет в фарватере мирового опыта. С помощью ИИ образование становится качественнее, повышается управляемость образовательных процессов, гласит отчет.

Тенденции, которые превалировали в обучении с помощью ИИ в прошлом году, таковы:

· Индивидуализация - построение индивидуальных адаптивных образовательных моделей.

· Геймификация образовательного контента.

· No-code - создание ИТ-продуктов без написания кода, с помощью робототехники и платформ программирования.

· Обучение технологиям ИИ.

· Микро- и нанообучение - с помощью коротких видеофрагментов, формируемых ИИ.

Основная примета времени в педагогике, согласно отчету, тотальное использование ChatGPT, YandexGPT и других подобных решений преподавателями и учащимися.

Однако специалисты опасаются, что использование ИИ может привести к изменению когнитивных способностей. Привычка полагаться на ИИ снижает когнитивную нагрузку и может отрицательно сказаться на развитии навыков критического мышления. Кроме того, образовательный процесс может зайти в тупик, замкнувшись сам на себя.

Доктор педагогических наук, лауреат правительственной премии в области образования Людмила Босова прокомментировала некоторые аспекты доклада.

"Долгое время ИТ-технологии обеспечивали людям коммуникацию "человек-человек". Сейчас время коммуникации "человек-чат-бот". Скоро, благодаря искусственному интеллекту, мы можем получить коммуникацию "чат-бот-чат-бот", ведь человек из нее просто выпадет. Тут есть риск и для школьного образования. У нас есть примеры, когда с помощью генеративного искусственного интеллекта создаются учебные материалы. Учителя в восторге от невероятной методической разработки уроков, которая полностью удовлетворила завуча, а учителю была особенно и не нужна. Что получается? ИИ сгенерировал учебный материал, он же создал методическую разработку, там он предусмотрел домашнее задание, которое было выдано ученику. Он выполнил эту "домашку" с помощью искусственного интеллекта и отдал его на проверку учителю, который не стал заморачиваться и проверил его с помощью ИИ. Система работает! А где же образование? Где человек? Основные участники выпали", - опасается учитель.

Она рассказала, что все равно верит в искусственный интеллект, при условии, что хороший учитель выступит в роли коммуникации с учеником.

"Пусть ИИ выполнил за ученика домашнее задание, обучил его чему-нибудь. Роль учителя в том, чтоб выяснить, насколько ученик понял материал, может ли он сформулировать идею, мысль. Поэтому нам искусственный интеллект только в помощь", - подытожила Людмила Босова.

Директор по взаимодействию с органами власти в сфере образования "Яндекса" Дмитрий Растворов рассказал, что еще несколько лет назад в проект "Яндекс Учебник" были постепенно введены элементы ИИ, но роль учителя при этом не ослабла.

"Проект помогает учителю подготовиться к урокам и облегчает рутинный процесс проверки домашних заданий. Несколько лет мы стали очень осторожно, на уровне рекомендаций, вводить ИИ в наш сервис. Это позволило учителю увидеть динамику выполнения домашних заданий, выявить типичные ошибки учеников. Мы предложили педагогу варианты заданий, которые позволят, с учетом всей полученной информации, эффективно отработать западающие навыки у ребенка. Мы всегда настаивали на том, что учат не технологии, а учитель", - говорит Дмитрий Растворов.

В комментарии ComNews он выразил уверенность, что в ближайшем будущем роль учителя в образовании останется незыблемой, несмотря на развитие искусственного интеллекта. Но эта роль может видоизмениться.

"Моя позиция, как человека, имеющего педагогический и управленческий опыт в системе образования и теперь работающего в ИТ-компании, - роль учителя еще долго будет оставаться важной. Начнем с того, что для разработки технологии ИИ нужны талантливые ИТ-специалисты. Самый широкий круг компетенций. А для того, чтобы когда-то давно в школе у этого ребенка появился интерес к информатике или другой сфере, связанной с цифровизацией, нужен учитель, который сможет его увлечь, заинтересовать, мотивировать. Необязательно именно этот педагог даст ему все эти знания. Ведь их можно получить с помощью генеративных нейросетей, просто интернета - источников много. Но чтобы ориентироваться в этом многообразии, нужно начинать формировать информационную культуру еще в дошкольном возрасте. Так что важность педагога-наставника по-прежнему остается высокой", - рассказывает представитель "Яндекса".

Дмитрий Растворов допускает, что в некоторых случаях учитель может потерять актуальность, потому что у школьника есть смартфон, доступ к информации. Школа не является единственным источником знаний.

"Важная миссия учителя - научить этой информацией пользоваться. Роль педагога в информационном обществе меняется - вместо источника знаний он становится навигатором в цифровой среде. Но считаю, и это не только моя, но и позиция многих членов команды, что даже не нужно стремиться заменить педагога технологиями ИИ. Технологии могут помогать разнообразить образовательный процесс, исключить момент "избыточной" харизматичности педагога, который будет отвлекать от предмета обучения, а также высвободить время. Но для чего нужно это время в учебном процессе? Для живого, эмоционального общения с учителем", - убежден Дмитрий Растворов.

Как рассказала ComNews представитель пресс-службы "Яндекса" Даниэль Василевич, педагог в современных реалиях обучает не только живых учеников, но и сам искусственный интеллект.

"Появляется много нейросетей, специализирующихся на образовании - например, в учебнике есть "джепетитор", который готовит к сдаче ЕГЭ по программированию и информатике. Но чтобы создать и обучить эту нейросеть мы привлекали учителей со всей России, чтобы они нам помогали. Тут востребовано их понимание потребностей учеников, которых они обучали. Так меняется роль учителя в информационную эпоху", - подытожила Даниэль Василевич.

Большой проблемой цифровизации, по мнению Дмитрия Растворова, является то, что технологий много, но ни ученики, ни учителя к этому не готовы.

"Несмотря на то что ученики рождены в эпоху интернета, грамотно применять современные технологии с пользой для обучения они зачастую не умеют. А научить их не всегда есть кому, потому что учителя, которых готовили по классическим стандартам, могут не владеть необходимыми цифровыми навыками. Их учили преподавать математику, а не использованию инструментов искусственного интеллекта в образовательном процессе. Это проблема, которая стоит перед государством. И оно ее осознает. Крупные технологические компании могут решить эту задачу. В частности, наш проект "Яндекс Учебник" призван совместить классическую традиционную методику преподавания с новыми технологиями", - говорит Дмитрий Растворов.

По мнению собеседника, ИИ не является панацеей в обучении.

Заместитель директора департамента по работе с органами государственной власти образовательной онлайн-платформы "Нетология" Марина Гиря рассказал корреспонденту ComNews об особенностях применения ИИ в учебном заведении.

"Нетология" реализует программы по аналитике и программированию, связанные с ИИ. Мы работаем на несколько аудиторий: для студентов, интересующихся искусственным интеллектом, и работодателей, которые хотят научить работе с ИИ сотрудников или нанять новых из выпускников "Нетологии", а также найти ребят, которые имеют серьезный уровень по программам Data Science. Разрабатывая продукты, мы стремимся закрыть потребности как студентов, так и работодателей. Как компания мы применяем ИИ в разных департаментах на различных уровнях - от составления справок до статистики успеваемости студентов, а также в маркетинге, для привлечения пользователей, в клиентском сервисе для обработки жалоб и запросов, чтобы распределять их по разным уровням поддержки", - говорит Марина Гиря.

Пока, по ее мнению, нельзя сказать, что в образовательном процессе ИИ применен повсеместно. С годами в "Нетологии" выработана методика, которую быстро не заменить. Но новая технология берет свое.

"Уже сейчас с помощью ИИ мы генерируем изображения и тексты. Применяем ChatGPT для разработки контента. В перспективе, возможно, будем использовать учителей-аватаров. Первый шаг к этому сделали наши студенты, являясь на "онлайн-пары" в виде виртуальных персонажей. Новое поколение смотрит на подобные вещи очень просто", - говорит Марина Гиря.

Она отметила важность госинициативы по ИТ и искусственному интеллекту. Это, по ее мнению, приведет к массовому повышению цифровой грамотности.

"Некоторые предприниматели не понимают, зачем им ИИ. Мы пытаемся на реальных кейсах разобрать, как он поможет в бизнесе. Например, с его помощью можно обрабатывать карточки товара на маркетплейсах или применять ИИ для бизнес-анализа. Искусственный интеллект ускорит развитие промышленности, медицины, ретейла. И я хочу верить, что это развитие будет созидательным", - надеется Марина Гиря.

Новости из связанных рубрик