"Слабоумие и отвага работали всегда, тормозов не было" - Леонид Гольдорт, основатель СДЭК, впервые о будущем компании и бизнес-пути
Гольдорт
основатель СДЭК
Леонид Гольдорт, бизнесмен и основатель СДЭК, дал интервью Александру Соколовскому в рамках подкаста, который вышел 21 ноября.
Откуда взялась предпринимательская жилка
Младшая сестра Леонида - сооснователь NL International (крупнейший поставщик экопродуктов в России), сам Леонид - основатель СДЭК. На вопрос, как воспитать предпринимателя, бизнесмен отвечает с улыбкой:
"Родители меня точно не поддерживали. Мама вообще предлагала пойти в колледж физруком. Но мне кажется, что могла отпечататься в памяти ситуация, когда отец-инженер во время перестройки сам обложился книгами и переквалифицировался с преподавателя строительных дисциплин. Этот человек не мог забить гвоздь без посторонней помощи, но к нему стояли очереди из строителей".
Как начинался СДЭК
"Мы хотели заработать денег. В процессе амбиции всегда зашкаливали. Мы всегда ошибались, 10 или 100 раз. Слабоумие и отвага работали всегда, тормозов не было. Мне сказали: "Не надо выкаблучиваться, сделай доставку по Новосибирску либо по Новосибирской области. Утром ты курьеров выпускаешь, вечером ты их принял, деньги посчитал. Вот твой бизнес".
Но такой подход Леонида не устроил:
"Хотелось сделать что-то федеральное. Тогда не было ни скайпов, ни зумов. Часть курьеров я нашел в своей записной книжке, часть курьеров мне порекомендовали друзья, знакомые и родители. Я этих людей не видел никогда, созванивался с ними через "восьмерку" на дисковом телефоне".
Первоначально у СДЭКа не было никаких бизнес-планов и четких картин. Как рассказывает бизнесмен, именно постепенно и с приходом более системных людей стало вырисовываться что-то интересное.
Как будет развиваться СДЭК в ближайшее время
Леонид впервые раскрывает карты и рассказывает о планах:
"Мы хотим отстроиться от просто логистов. Мы хотим создать экосистему с хорошим фулфилментом, крутым интерфейсом и удобным личным кабинетом, разработать сильные IT-продукты, которые будут поддерживать е-ком в принципе.
Наша цель - завоевать рынок логистики, а не отвоевать долю рынка у маркетплейсов".
Роль команды в бизнесе
Бизнесмен считает, что невозможно построить бизнес без команды в одиночку, на старте единомышленников нужно собирать в лучших традициях сетевого бизнеса:
"Меня подставляли 1000 раз, но я всегда верил в команду. Первые твои работники - это твоя записная книжка. Друзья, родственники... Если ты во что-то веришь - за тобой пойдут.
Доверие - самое главное в бизнесе. Мне очень нравится фраза: найти правильного человека - и все сработает на 100%. Раньше говорили, что хороший человек - не профессия. Это совсем не так. Если человек рвет рубаху на груди за общее дело, его не нужно будет контролировать".
3 правила, которые помогут не убить доверие
"Нельзя делать вид, что ты самый умный. Если у человека есть адекватная аргументация, даже если она мне неблизка, то я обязан его выслушать.
Я считаю, что KPI для сотрудников - это недоверие. Я плачу человеку оклад, а премию только в случае, если он выполняет план. Я сам не верю в то, что человек может делать работу хорошо.
Для меня игры в политику, недоговаривание в бизнесе не близки. Для кого-то бизнес - это игра, где люди - пешки, которые двигаются по доске. Для меня бизнес - это жизнь".
Почему решили пойти именно в доставку
Как появилась идея пойти именно в нишу доставки:
"Изначально мы с партнером собрались делать "Амазон", а не доставку. Когда мы делали интернет-магазин, мы поняли, что доверить доставку некому, потому что DHL - дорого, а почта - отвратительна. Поэтому мы сначала решили сделать доставку, а потом настоящий бизнес в виде интернет-магазина".
Как не разрушить франшизу
На рынке огромное количество примеров неудачных франшиз, которые уходили, не просуществовав и двух лет. Бизнесмен делится опытом СДЭКа:
"Для того чтобы франшиза не разрушилась, ты должен дать понятную ценность, IT-систему. У нас своя написанная ERP, прозрачная корпоративная культура и биллинг - всем понятно, как и сколько они зарабатывают.
Мы пытаемся людей вовлечь: у нас постоянно на каждой территории проходят свои тусовки, дни клиента, соревнования, награждения. Важно дать какую-то ценность людям и сделать так, чтобы без тебя было тяжело. Франчайзи платят роялти, и нужно сделать так, чтобы им было выгодно платить тебе, а не строить бизнес самостоятельно".
Что надо сделать, чтобы добиться конкретных результатов
Нет идеальной формулы или алгоритма, который поможет достичь успеха:
"Иди хоть что-то сделай! После первых шагов ты начнешь знакомиться с людьми, получается то, к чему ты стремишься. Мы видели огромное количество людей, которые рисуют огромные бизнес-планы, которые в итоге никогда не реализуются. К черту все! Иди и сделай что-нибудь".
Про чувство беспомощности
В вопросе о кризисных или сложных для бизнеса ситуациях предприниматель вспоминает несколько моментов:
"В основном стресс был связан с административным давлением. Когда ты понимаешь, что ты не вывозишь переход на НДС и новый налог приносит большие убытки.
Или случай, когда легла наша IT-система, это был 18-й год. Легла так, что мы ее никак не могли реанимировать. Мы вызываем крутых специалистов, а они ничего не могли сделать. А серверы лежат две-три недели. У тебя не спят программисты, мы стелили в офисах подушки, они были уже серого цвета. Еще немножко, и они уйдут, вообще все. В такой момент чувствуешь свою беспомощность".
Об Ozon и Wildberries
Предприниматель честно рассказывает:
"У нас разные виды бизнеса: у них это логистика и продажи, а у нас просто логистика. На мой взгляд, прикрепить к логистике продажи намного труднее, чем к продажам логистику. Они появились и завоевали рынок внезапно, когда мы первый раз увидели темпы развития маркетплейсов - мы с директорами взялись за голову и начали думать, что с этим делать.
К нам пришел один из франчайзи и сказал: "Ребят, смотрите какая перспектива с маркетплейсами. Давайте создадим свой маркетплейс, потому что у нас база из тысячи интернет-магазинов". И мы создали такой - "СДЭК.маркет". Он просуществовал три года. И не взлетел. "СДЭК.Шоппинг" залетает намного лучше".
Совет начинающим бизнесменам
"Во-первых, ищите возможности и втыкайтесь во все возможные идеи. А во-вторых, наберитесь терпения: неудачи на вашем пути точно должны быть, они прописаны для успеха".