ФАС вступилась за операторов: тарифы Петербургского метрополитена на установку оборудования оказались слишком высокими
Пресс-служба ПАО "МТС" сообщила корреспонденту ComNews, что МТС обратилась в ФАС России, поскольку ГУП "Петербургский метрополитен" установил необоснованно высокие тарифы за размещение объектов связи в метрополитене.
"В ФАС России поступили заявления ПАО "МТС" и ПАО "Вымпелком" по вопросу размера тарифа на услугу по размещению оборудования и кабелей операторов сотовой связи в тоннелях, подземных комплексах и станциях ГУП "Петербургский метрополитен". Идет процесс рассмотрения антимонопольного дела. В случае признания предприятия виновным в нарушении антимонопольного законодательства оно должно будет установить экономически обоснованные тарифы на свои услуги. Также в случае установления вины предприятию грозит оборотный штраф", - сообщила пресс-служба ФАС корреспонденту ComNews.
ФАС установила, что тарифы на услугу по размещению оборудования и кабелей операторов сотовой связи в тоннелях, подземных комплексах и на станциях метро ГУП "Петербургский метрополитен" являются экономически необоснованными: рентабельность услуги по размещению оборудования сотовых операторов в метро в первом полугодии 2022 г. составила 2420%.
Размер тарифов, как отмечает представитель антимонопольной службы, определяется для каждого хозяйствующего субъекта индивидуально в соответствии с методическими рекомендациями формирования тарифов.
По мнению ФАС, действия предприятия создают барьеры выхода на рынок услуг связи и не позволяют операторам строить сети связи, что приводит к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и ограничивает конкуренцию на рынке.
ФАС России отмечает, что действия метрополитена также ущемляют интересы абонентов: пассажиры не могут воспользоваться услугами мобильной связи надлежащего качества в метро из-за того, что у операторов усложнен доступ к инфраструктуре предприятия.
В результате ФАС России возбудила антимонопольное дело в отношении ГУП "Петербургский метрополитен" по признакам нарушения п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции. В случае установления вины предприятию грозит штраф в соответствии со ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
"Предлагаемые ценовые условия сдерживают развитие сети связи. В результате абоненты не могут получить качественные современные услуги связи при нахождении в петербургском метро. При текущих тарифах новое строительство является экономически неэффективным. МТС постоянно расширяет и модернизирует инфраструктуру, в том числе на транспортных объектах во всех регионах. Хотели бы иметь такую возможность и в петербургском метро. Существующие расценки нас ограничивают", - рассказал ComNews представитель пресс-службы МТС.
ПАО "ВымпелКом" ("Билайн"), ООО "Т2 Мобайл" (Tele2), ПАО "МегаФон" воздержались от комментариев.
Денис Кусков, генеральный директор ООО "Телеком Дейли" (издание Telecom Daily), считает, что ФАС поздно взялась за это дело: обратить внимание на Петербургский метрополитен нужно было два-три года назад или ранее, когда там присутствовал только "МегаФон".
"Для конечных пользователей больших проблем со связью в Петербургском метрополитене нет: есть сеть "МегаФона" и сеть, которую на троих построили "ВымпелКом", МТС и Tele2. Характеристики по скорости интернета находятся на высоком уровне, хотя и проигрывают Москве. С точки зрения того, сколько вынуждены платить операторы, проблема есть. Метрополитен - это государственный стратегический объект, и тарифы на установку инфраструктуры должны строиться на основе прозрачной политики", - добавил он.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин рассказал, что несколькими годами ранее в Москве была аналогичная история: операторы хотели установить оборудование в московском метро, но тарифы были очень высокие. "Метрополитен обосновывал это тем, что это технически сложный объект, операторам было экономически невыгодно строить там сети связи. Но при желании городских властей все меняется: если при Юрии Лужкове это было невозможно, то при Сергее Собянине тарифы на электричество, размещение оборудования стали ниже", - отметил он.
Как отмечает Эльдар Муртазин, тарифы для операторов, что есть в Петербурге и других городах, пока препятствуют развитию сетей связи. "Государство должно подтолкнуть ГУП "Петербургский метрополитен" к изменению тарифной политики, а опыт Москвы может быть примером для других городов", - добавил он.