ИТ на третьем месте
Такие результаты получили аналитики платформы "Авито Работа" по итогам III квартала 2023 г. ИТ-сфера по уровню прироста средних предлагаемых зарплат при неполном рабочем дне заняла третье место, уступив только администрированию и консультированию.
Также в "Авито Работа" обращают внимание, что не только работодатели заинтересованы в сотрудниках на неполный рабочий день, но и сами соискатели за последний год стали чаще обращать внимание на вакансии такого типа, в том числе и ИТ-специалисты. В III квартале 2023 г. они, наряду с профессионалами телекома, откликались на вакансии совместителей в 1,3 раза чаще, чем за аналогичный период 2022 г.
По мнению директора по развитию "Авито Работа" Дмитрия Пучкова, увеличение зарплатных предложений для кандидатов, ищущих подработку, напрямую связано с высоким кадровым дефицитом в стране: "Работодатели, привлекая совместителей, используют возможность восполнить потребность в специалистах, привлекая их в периоды пиковой нагрузки или повышенного потребительского спроса. Общее количество вакансий на неполный рабочий день увеличилось в 4,6 раза в III квартале 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Частичная занятость позволяет работодателю расширить круг поиска потенциальных квалифицированных работников, которые по каким-либо причинам не могут выйти на полный рабочий день, и при этом оптимизировать бюджет фонда оплаты труда".
HR-директор ООО "Анлимитед Продакшен" (разработчик платформы корпоративных коммуникаций eXpress) Лидия Позднякова видит четыре основных мотива для привлечения совместителей: "Когда нужно срочно выполнить определенную задачу; нет необходимости брать на full-time; команде нужна кратковременная помощь дополнительных ресурсов - на период болезни сотрудника или в случае увеличения объема задач; в компании может не быть внутренней экспертизы в конкретной узкой области, и в дальнейшем она не понадобится".
HR-бизнес-партнер ООО "Ютрейс" (Utrace) Мария Балаева считает, что массовый переход на удаленный режим работы в 2020-2021 гг. дал ИТ-компаниям возможность уйти от классического ведения трудовых взаимоотношений по схеме "работодатель - офис - сотрудник": "Для многих это стало возможностью полностью перестроить работу с сотрудниками: они смогли сформировать более гибкие команды и оперативно маневрировать трудовыми ресурсами. Например, направить ядро команды на решение стратегических задач, а совместителей нанимать под конкретные проекты. Это позволило выполнять обязательства перед клиентами даже в условиях серьезного кадрового голода на рынке. Сейчас гибридный состав команд и привлечение совместителей - норма для большинства работодателей в сфере ИТ".
Руководитель группы подбора персонала ООО "Рексофт" Кристина Гурочкина считает целесообразным привлечение в качестве совместителей только наиболее дефицитных специалистов: "Например, когда речь идет о специалистах уровня Senior. Также практика совместительства логична, когда компания заходит в какой-то проект в новой для себя сфере и нет понимания - удастся его получить или нет. Привлечение высокоуровневого специалиста для пресейла и первых консультаций с потенциальным заказчиком вполне уместно. Однако условием такого сотрудничества, скорей всего, будет выступать переход в штат при заключении контракта. Для всех заказчиков важна 100%-ная отдача на проекте".
По мнению HR-директора ООО "СЛ Софт" (SL Soft, входит в ГК "Софтлайн") Марии Григорович, спрос на совместителей в ИТ-отрасли растет, ведь рынок труда в настоящее время очень конкурентный: "Компаниям не всегда удается привлечь сотрудников на полную занятость, но им важно получить экспертизу, которая может быть достаточно дорогой, - в таком случае возможность сотрудничать со специалистом узкого профиля на парт-тайм становится выходом из ситуации. Мы в SL Soft работаем с совместителями - бывают разовые емкие и технологичные проекты. Или бизнес-подход может совпасть с возможностями специалиста, когда мы понимаем, на какую занятость и на какие сроки можем его привлечь, тогда всем комфортно".
Однако соискатели могут приносить и проблемы. К примеру, на вебинаре, посвященном аккредитации ИТ-компаний, который провел министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максут Шадаев в мае 2023 г., один из участников высказал мнение, что обычно проблема несоответствия требованиям по уровню заработной платы, что чревато потерей аккредитации, возникает в компаниях, где велика доля совместителей.
https://www. comnews. ru/content/226077/2023-05-15/2023-w20/bolee-2000-it-kompaniy-riskuyut-poteryat-akkreditaciyu
По мнению Марии Григорович, потенциальные сложности при работе с совместителями заключаются в количестве часов, которые человек готов выделить под задачи компании: "Достаточно ли оно и превалирует ли занятость совместителя в нашей компании над другими проектами, над которыми он работает. Иными словами, соблюдаются ли договоренности, выполняются ли задачи и качественно ли они прорабатываются? И только если эффективность взаимодействия сохраняется, мы продолжаем сотрудничество в таком режиме".
Мария Балаева обращает внимание, что привлечение совместителей нецелесообразно там, где требуется специфическая экспертиза и глубокое знание рынка: "В сфере разработки решений для сериализации товаров доля совместителей - не более 10% от всего кадрового состава. Такие продукты требуют специфической экспертизы и глубокого понимания рынка. Обучение новичков обходится дорого и занимает много времени - нам выгоднее инвестировать в основной костяк команды и его развитие". Лидия Позднякова называет данное обстоятельство основным мотивом для того, чтобы не привлекать совместителей.
Также, как предупреждает Кристина Гурочкина, работа со специалистом на подряде сложна еще и потому, что такие сотрудники долго вливаются в команды и проект в целом.
Директор по персоналу ООО "Аурига" Любовь Хрипко считает, что недостаточная экспертиза и профессиональное выгорание являются обратной стороной совместительства: "Мы не рассматриваем для найма специалистов-совместителей. Наши задачи требуют глубокого погружения в проект, а также мы крайне ценим work life balance наших сотрудников. Таким образом, при сотрудничестве с совместителями есть несколько рисков: либо быстрое выгорание сотрудника в связи с дополнительной загрузкой в выходные дни или после рабочего дня в нашей компании, либо это недостаточное погружение в проект, а также временные затраты, сложности в планировании и участии в проектных встречах. Помимо этого, мы крайне заинтересованы, чтобы делиться экспертизой внутри компании и растить собственных мидлов, синьоров и тимлидов, что в рамках сотрудничества с совместителем также является риском, что компания потеряет вложенные средства и ценного специалиста".
"Сложность работы с совместителями в основном связана с управлением - таких сотрудников трудно интегрировать в систему регулярного менеджмента. Кроме того, всегда есть риски, что контролирующие органы посчитают, что самозанятые - это постоянные сотрудники компании. Это может привести к путанице с налогами", - предупреждает партнер и директор по развитию ООО "Инновации в управлении кадрами" (HRlink) Дмитрий Махлин.
В итоге, как отмечает руководитель отдела подбора и адаптации персонала ООО "МойОфис" Наталья Юрина, привлечение совместителей создает серьезные организационные проблемы, прежде всего связанные с перераспределением обязанностей. По ее заявлению, "МойОфис" не привлекает совместителей.
По мнению HR-директора ГК "Адванта" Юлии Сантуровой, многие разработчики-совместители считают своей ключевой обязанностью написание кода и добавление функций, а не решение задач бизнеса: "Основная проблема таких сотрудников - разрыв контекста, то есть неработающий функционал воспринимается как незначительный очередной дефект, а не серьезная проблема у пользователя. Такая команда в меньшей мере думает о бизнесе в целом и о последствиях: для таких специалистов уронить продакшен на пару часов - это просто уронить продакшен, а не три сорванных встречи менеджеров у клиента. Напротив, разработчик, полностью погруженный в продукт, может выбирать более правильные архитектурные решения и предлагать улучшения, которые касаются не кода напрямую".