Резидент "Сколково" компания "Фэмири" разработала электронный сервис построения генеалогического древа, который может быть интегрирован в "Госуслуги". В этом случае любой россиянин сможет найти дальних родственников и узнать родословную. Эксперты поддержали идею, но предупреждают о сложностях. 
Денис
Тельманов
© ComNews
04.09.2023

О создании генеалогического ИТ-сервиса ComNews рассказал генеральный директор ООО "Фэмири" Артем Маратканов. По его словам, электронная версия выросла из многолетней практики компании по ручному сбору информации об истории семей, которые заказывают, как правило, состоятельные россияне.

В качестве доказательства экспертизы в области исследования родословных разработчик продемонстрировал книгу толщиной около 10 см, наполненную фотографиями, описаниями предков одной конкретной семьи, сканами архивных документов XVIII-XX веков, выписками из архивов и инфографикой.

"Это наш продукт, мы так умеем. А теперь мы сделали сервис, где можно часть из этого делать онлайн. Вы заполняете свою часть, приглашаете родственников, они дополняют данные и т.д.", - рассказал Артем Маратканов, отметив, что на электронном сервисе зарегистрировались уже 70 тыс. человек, несмотря на платную подписку.

По его словам, одна из причин, по которой люди начинают интересоваться происхождением, это наследственные заболевания. "Архивы активно оцифровываются, но в цифру переведено всего 2% документов. Через три-пять лет, конечно, многие из них можно будет найти через Google. Уже сейчас можно искать по некоторым архивам - например, в сервисе "Яндекс.Архив", который не только объединил цифровые копии нескольких архивов, но распознал их. У нас тоже есть технология распознавания рукописного текста. Технологии распознавания современных документов не подходят для считывания дореволюционных рукописных текстов, там ведь еще и буквы другие. Все это интгерировано в наш сервис", - рассказал разработчик.

Он привел в пример Турцию, где возможность узнать родословную уже заложена в местный аналог "Госуслуг". При этом он отметил, что переговоры об интеграции российского сервиса с Минцифры пока не проводились, но сообщил, что готовится к ним.

В Минцифры отказались обсуждать с ComNews перспективы расширения сервиса "Госуслуги".

Не только плюсы, но и сложности

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин рассказал ComNews, что к "Госуслугам" можно подключать различные сервисы, в том числе развлекательные. "В этом плане генеалогия - интересная вещь, которой интересуются многие. Это достаточно безопасно, данные защищены, никуда не утекут, и вы имеете доступ, управляете этими данными. Это хороший проект, интересный. Вопрос в реализации", - отметил Эльдар Муртазин.

Руководитель подразделения по работе с ключевыми заказчиками компании "Девелоника" (ГК Softline) Юрий Бедусенко добавил, что процесс заказной разработки, связанный с интеграцией на портале "Госуслуг", - это выполнимая и интересная задача. "С самой системой можно работать, оптимизировать ее и совершенствовать. Однако в контексте вопроса важно понимать, что проект генеалогии, в частности построение генеалогических "деревьев", - очень старая проблема, которую в России пытаются решить уже давно.

Есть несколько путей реализации такого проекта. Во-первых, собственноручное заполнение данных. Такие сервисы уже существуют на рынке в виде формы для заполнения данных и интерфейса визуализации. Второй вариант - автоматическое построение "дерева". В этом случае разработчики могут столкнуться с несколькими проблемами", - сказал Юрий Бедусенко ComNews.

Среди них он называл несогласованность хранения данных в разных госсистемах (в ЗАГСах, медицинских системах, МВД, на образовательных платформах), неполнота или отсутствие данных, дубликаты учетных записей, сложность в получении данных из-за границы.

"То есть при построении "дерева" появляется трудность в сопоставлении родственников по параметрам. Если с детьми и родителями уже есть привязка, то в исторических данных такую привязку либо сложно сделать, либо вовсе невозможно. К примеру, есть базы участников ВОВ, но даже в них сложно найти прадеда со стопроцентной точностью среди множества полных тезок", - пояснил Юрий Бедусенко.

По его словам, в современных системах единственным надежным идентификатором гражданина является СНИЛС, который не меняется всю жизнь, в то время как все остальные данные (паспорт, ФИО, место жительства, номера других документов) могут меняться неоднократно.

"Если брать миграцию только по СССР и дружественным странам, то тут возникает сложность цифровизации данных уже в рамках разных регионов. Не говоря об отделившихся странах, где уровень цифровизации просто может не соответствовать требованиям "Госуслуг". Допустим, там иные форматы хранения или само хранение данных выполняется в бумажном виде. А иногда, как в ситуациях с ДНР или ЛНР, архивы и вовсе оказываются уничтожены. Внутри системы должна учитываться возможность переездов из страны, связи с иностранными гражданами. Отследить родственников в другом государстве - весьма сложная работа, причем как с точки зрения разработки, так и с точки зрения законодательства", - добавил руководитель подразделения по работе с ключевыми заказчиками компании "Девелоника".

Новости из связанных рубрик