Тик-Ток для резидента. Сенатор Пушков предложил создать англоязычную соцсеть для поддержки России в других странах
По словам Алексея Пушкова, хорошим примером независимой от западной информационной политики соцсети является китайский Tik-Tok. "Китай полностью автономен от западных социальных сетей, он создал собственные поисковые системы, у них нет Google и понятия "погуглить", у них свой YouТube. То есть там, где мы еще вынуждены работать с теми западными платформами, которые здесь утвердились, они уже перешли к своим. И они начинают завоевание глобального пространства", - отметил Алексей Пушков.
"Нам надо подумать о создании собственной англоязычной социальной сети. В России достаточно много людей говорят на английском языке, особенно молодых. Если это организовать - у нас же есть внутренние соцсети, такие как "ВКонтакте", "Одноклассники" и т.д. - если этому придать некую организационную форму, я уверен, что мы можем создать собственную англоязычную сеть и обеспечить ее выход на международную арену", - уверен сенатор.
По его словам, российская соцсеть позволит представлять информацию с альтернативной для западного общества точки зрения. "Тогда это уже будет не просто заявление Сергея Лаврова, а оно будет сопровождаться некими потоками мнений, не обязательно полностью повторяющих позицию государства, это совершенно не нужно, но мнений людей, которые будут общаться со сверстниками за рубежом на понятном им языке - в данном случае английский. Что делать, потому что на русском мы общаемся в социальных сетях с теми, кто входит в русскоязычное пространство. Это сильно усилит наше присутствие на общественном уровне. А это очень важно, потому что вся молодежь в социальных сетях, и там совершенно другое отношение к России", - подчеркнул Алексей Пушков.
Эксперты не верят в эффективность
В VK отказались комментировать идею сенатора создать англоязычную соцсеть. Управляющий партнер "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов пояснил ComNews, что самое сложно в этой идее - не создать соцсеть, а удержать в ней аудиторию.
"Создать соцсеть не так уж сложно, их существует множество. Вопрос в том, чтобы привлечь и удержать там аудиторию - а это удается единицам. Вряд ли это задача государства - создавать и развивать соцсеть. В стране есть успешный проект, есть другие ИТ-компании с компетенциями. Если есть необходимость и вера в существенный, а не формальный результат - вот она площадка. Можно пытаться создать другое, лучшее, но с очень неопределенным реальным результатом", - сказал Константин Анкилов.
Генеральный директор Epicstars Денис Волков отметил, что появление серьезной социальной сети, нацеленной на аудиторию различных стран, представляется актуальным. "Действительно, в последние годы развитие разносторонних горизонтальных международных связей, прежде всего в таких значимых областях, как культура, искусство, наука, гуманитарная сфера, - в целом значительно ослабло. А с уходом или прекращением работы в прежнем формате зарубежных соцсетей такая коммуникация стала еще более затруднительна. И, при всем стремительном развитии отечественной блогосферы, эта проблема пока не решена", - пояснил Денис Волков.
Он считает, что ни государство, ни бизнес по отдельности не справятся с реализацией такого продукта, поскольку придется решать серьезные технические, творческие, маркетинговые и другие задачи. "Возможно, государство, как инициатор такого проекта, должно предложить бизнесу сбалансированную модель партнерства. Бизнесу, в свою очередь, придется заниматься прикладной составляющей этого проекта, продумать монетизацию - за рамками госбюджета, - создать механизм привлечения авторов и работы с аудиторией. Эта роль может подойти крупным медиахолдингам, системным интеграторам и известным маркетинговым агентствам, специализирующимся на работе с блогосферой. Государству же при этом нужно будет обеспечить значительную свободу творчества для авторов, "живущих" на такой площадке", - отметил Денис Волков.
Лучше, чем Telegram
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин напомнил, что государственное финансирование не смогло сделать популярным и превратить в соцсеть видеосервис Rutube, несмотря на то что этот проект появился почти одновременно с Youtube, который с этой задачей успешно справился.
"В России есть аналог Youtubе - это, условно, государственный Rutube. Он появился всего на девять месяцев позже Youtube. За эти почти 20 лет превратить Rutube в социальную сеть, которая работает, несмотря на все условия, которые приложены, несмотря на деньги, не удалось", - подчеркнул Эльдар Муртазин.
Он также напомнил, что "ВКонтакте" и "Одноклассники" тоже не смогли стать международными проектами. "Что именно заставляет предположить, что другая соцсеть сможет стать популярной в мире, я не знаю. Учитывая, что это фактически иновещание - на другом языке, для других стран, - идея выглядит сомнительно со всех точек зрения", - признался Эльдар Муртазин.
По его мнению, создание еще одной соцсети приведет к бессмысленным расходам. "Если государство хочет потратить деньги на такое вещание, на соцсеть, оно, конечно, может это сделать. Но вряд ли есть предпосылки для успеха. Деньги будут потрачены де-факто впустую. Потому что историй успеха такого рода у нас нет. У нас есть успешные классические медиа, которые достаточно хорошо работают, - например, Russia Today. Но это не соцсеть, это классическое СМИ, работающее на противоречиях, которые есть в мире", - напомнил представитель Mobile Research Group.
По его словам, если идея сенатора все же получит воплощение в жизнь, логичнее, если это будет не соцсеть, а новый продукт, отвечающий веяниям времени. "Идет массовый отказ от соцсетей в мире. Люди все меньше ими пользуются. Причина в том, что это убивает время. Надо не создавать то, что уже создано кем-то и к чему люди привыкли, а что-то другого порядка. Например, Telegram - это проект нового порядка, но он уже состоялся. Но за ним будут другие проекты. Надо думать в этом направлении. Если государство сможет помочь, то честь ему и хвала. Но приходить на вчерашний бой, который уже проигран, - так себе забава, на мой взгляд", - заключил аналитик.