Как разные подходы к разработке ПО влияют на развитие ИТ-отрасли
Гацакова
руководитель корпоративного бизнеса ALP Group
В последние годы на российском рынке информационных технологий наблюдается тенденция: большинство крупных предприятий предпочитают внутреннее выполнение задач в области ИТ (инсорсинг разработки) выполнению этих задач внешними поставщиками услуг (аутсорсинг). О причинах таких решений и их последствиях для ИТ-рынка рассказывает руководитель корпоративного бизнеса ALP Group Светлана Гацакова.
Согласно некоторым исследованиям, по состоянию на 2023 год российские компании передают на аутсорсинг всего 10–20% ИТ-услуг. В их понимании, инсорсинг дешевле и надежнее. Почему так происходит?
К плюсам инсорсинга, безусловно, можно отнести возможность контроля над процессом разработки и развития внутренней команды экспертов. Также руководители компаний считают, что за счет внутренней разработки можно существенно сэкономить бюджет. При расчете расходов, как правило, учитываются только прямые расходы на зарплату своим разработчикам, хотя на команду айтишников нужны не только прямые, но и косвенные затраты: построение проектной команды, обучение, дополнительное оборудование, рабочие места, офис, а также работа сопутствующих служб — от кадров и бухгалтерии до информационной безопасности и топ-менеджмента. Одним из недостатков инсорсинга является то, что компания вынуждена отвлекаться от основных процессов и тратить время и ресурсы на построение внутренних процессов.
Аутсорсинг позволяет компании сконцентрироваться на деятельности, которая приносит прибыль, и переложить все заботы по разработке ПО на подрядчика. Для ИТ-интегратора разработка корпоративной системы — основа бизнеса, он работает на высококонкурентном рынке и будет делать всё возможное для успеха проекта. Единственное, при выборе подрядчика обязательно нужно смотреть на выручку или количество людей в штате — они должны быть сопоставимы с масштабами проекта. Амбициозный "интегратор" с командой из трех человек априори не справится с проектом внедрения ПО в компании с сотней или тысячей будущих пользователей.
В большинстве случаев, аутсорсинг стоит дешевле, чем совокупность всех затрат на инсорсинг. При выборе между аутсорсингом разработки и созданием ПО усилиями внутренней команды нужно учитывать несколько факторов: собственную готовность тратить ресурсы и силы на выполнение непрофильной для бизнеса задачи и готовность передать коммерческую тайну в полном или частичном виде сторонней компании. Конечно, теоретически можно защитить себя специальными соглашениями с подрядчиком или создать такой способ взаимодействия, который ограничит доступ к секретным данным, но это не всегда возможно.
Отдавая предпочтение инсорсингу, компании ограничивают доступ к компетенциям, технологиям и решениям, которые получены в рамках проектов внутри предприятий. Вместо того чтобы воспользоваться опытом и знаниями внешних специалистов и компаний, предприятия ограничиваются внутренними ресурсами. Зачастую одну и ту же задачу каждая компания пытается решить своим собственным способом, фактически изобретая велосипед заново, спуская на это ценное время и силы. Инновации и передовые разработки, полученные в рамках этих проектов, также остаются внутри компании. Другими словами, каждый заново изобретенный велосипед хранится за семью печатями. Это препятствует обмену опытом, развитию совместных проектов и созданию инновационных решений, которые могли бы быть полезны не только отдельным предприятиям, но и всей ИТ-отрасли в целом.
Другой негативный аспект инсорсинга заключается в том, что он способствует созданию большего количества программных продуктов, которые ориентированы только на конкретное предприятие и не подходят для широкого использования на рынке. Когда компании сосредоточены только на своих внутренних потребностях, разработка универсальных и конкурентоспособных продуктов становится менее приоритетной. В результате мы получаем замкнутый круг: столкнувшись с дефицитом инновационных решений на рынке, следующая компания, задумавшаяся об автоматизации, также идет по пути самостоятельного создания нового продукта, который отвечает ее потребностям. Внутренняя разработка программного обеспечения при этом обычно стоит дороже, чем аутсорсинг, и может привести к повторной разработке функционала, что увеличивает расходы и требует затрат ценных ИТ-ресурсов. В контексте государственных корпораций или компаний с государственным участием это может негативно сказываться на бюджете страны.
Превалирование инсорсинга также приводит к тому, что предприятия тратят меньше ресурсов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Вместо того чтобы вкладывать средства и усилия в инновационные проекты, компании сосредотачиваются на решении текущих задач внутри своей организации. В свою очередь, отсутствие достаточного количества исследовательских и разработческих проектов, которые могли бы создать плодородную почву для появления новых технологий и продуктов, приводит к торможению развития всей отрасли.
Наконец, еще одним негативным последствием инсорсинга является снижение спроса на ИТ-услуги. Поскольку предприятия выполняют задачи внутри своих организаций, они менее склонны обращаться к внешним поставщикам услуг. Это приводит к сокращению востребованности ИТ-услуг. Как результат, развитие ИТ-сферы замедляется, и отрасль теряет потенциал.
Некоторые предприятия пытаются продать свои внутренние разработки рынку. У этих "продуктов" нет привычной поддержки, гарантии, продуманного маркетинга или планов по развитию. Покупая такой продукт, мы не знаем его дальнейшую судьбу — будет ли его кто-то обновлять и поддерживать, или нам только что продали заброшенную "коробку".
Для преодоления этих проблем необходимо активное сотрудничество предприятий с внешними ИТ-компаниями, поддержка аутсорсинга и понимание этой проблематики на уровне государства. Только таким образом можно обеспечить динамичное развитие и инновационный прорыв в российской ИТ-сфере.