В 2022/2023 учебном году более 112 тыс. студентов из 114 российских вузов впервые прошли обучение на цифровых кафедрах. Предполагается, что после выпуска они будут иметь преимущество на рынке труда как высококвалифицированные специалисты, обладающие и компетенциями по основному направлению подготовки, и различными цифровыми навыками.
Павел
Королев
© ComNews
13.06.2023

Совместный проект Министерства науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций начал работу в сентябре 2022 г. в рамках программы "Приоритет 2030".

https://www.comnews.ru/content/222735/2022-10-24/2022-w43/cifrovye-kafe…

Представители высших учебных заведений сообщили корреспонденту ComNews, что первые выпускники цифровых кафедр сдадут последние зачеты и защитят итоговые проекты уже в конце июня 2023 г. В перспективе они могут стать специалистами, обладающими цифровыми компетенциями, которые позволят сократить кадровый дефицит предприятий реального сектора экономики в значимых для России отраслях.

Руководитель цифровой кафедры Московского авиационного института (МАИ) Мария Булакина рассказала о самом популярном направлении цифровых кафедр: "На кафедру поступило около 1,5 тыс. студентов со всех направлений обучения: ИТ, инженерных, экономических, гуманитарных. В первый год мы запустили шесть программ. Самая востребованная (на ней обучаются почти 500 студентов) – "Цифровое моделирование и суперкомпьютерные технологии". Она дает универсальные компетенции, которые могут применяться как в инженерных областях, так и в гуманитарных. Выпускники обладают навыками расчета "тяжелых" математических моделей, применения физически информированных нейронных сетей и обработки BigData".

На цифровой кафедре Российского химико-технологического университета (РХТУ) им. Д.И. Менделеева обучаются около 500 человек и создают "цифровых двойников" химических производств. Исполняющий обязанности ректора РХТУ им. Менделеева Илья Воротынцев объяснил, для чего они предназначены: "Речь идет о производстве аммиака - реагента, которого производится больше всего в мире. Цифровые двойники производств нужны в том числе для того, чтобы моделировать различные стрессовые и критические ситуации на предприятиях, в том числе на опасных производствах. "Цифра" обеспечивает колоссальную скорость проектирования, создания технологии и отработки стрессовых режимов и нахождения оптимальных. Она позволяет решать задачи, связанные с максимальной эффективностью производств при минимальных рисках и издержках".

Представитель пресс-службы Московского физико-технического института (МФТИ) рассказал корреспонденту ComNews, какие задачи решают студенты вуза на цифровой кафедре: "Обучение позволяет студентам принять участие в хакатоне и решить задачи, которые ставят индустриальные партнеры – крупные компании и лидеры отрасли такие, как "Яндекс", VK и другие. Задачи сложные, но благодаря им мы можем оценить уровень подготовки студентов. Например, построить и описать модель зависимостей спроса на солнечные панели от рыночных и социальных факторов; создать прогнозную модель для увеличения кросс-продаж на основании сегментации клиентов; создать автоматизированный мониторинг аудиторий рекламных продуктов для маркетинга и продуктового департамента".

https://www.comnews.ru/content/225803/2023-04-27/2023-w17/2023-godu-bol…

Руководитель цифровой кафедры в Московском институте электронной техники (НИУ МИЭТ) Виталий Кокин сообщил CoomNews, над какими проектами работают студенты: "В процессе реализации программ и прохождения практики студенты работают над реальными технологическими проектами – от разработки стратегии развития ИТ-продукта до создания интегрируемых программных модулей и нейросетевых агентов. Также студенты занимались разработкой точных цифровых прототипов изделий и созданием различных аппаратных решений в области аналоговой и цифровой схемотехники. На SMM-треке слушатели разрабатывали стратегию для реальных отечественных технологических стартапов, которые нам предоставила компания-партнер".

Кроме того, Виталий Кокин пояснил, какие перспективы ждут студентов после окончания цифровой кафедры: "Поскольку студенты осваивают программы по цифровой кафедре параллельно с основными образовательными программами, по завершении обучения выпускники будут иметь преимущество на рынке труда как высококвалифицированные специалисты, обладающие компетенциями не только по основному направлению подготовки, но и в части формирования цифровых компетенций в области больших данных, интернета вещей, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, промышленного дизайна и 3D-моделирования, цифрового маркетинга и медиа, новых производственных технологий, программирования и создания ИТ-продуктов и других. Получение ИТ-компетенций и квалификации по ИТ-профилю позволит подняться на качественно новый уровень профессиональной деятельности в рамках основного профиля образования или даст возможность реализовать себя в ИТ-сфере в соответствии с программой обучения на цифровой кафедре".

Руководитель проекта Data Culture Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Тимофей Никулин предположил, какие специалисты будут более востребованными: "В условиях цифровой трансформации экономики и рабочих процессов страны особенно востребованы универсальные специалисты, которые смогут выполнять не только профильные задачи, но и создавать полноценные ИТ-продукты. Такие специалисты будут более конкурентоспособными и квалифицированными, что выступит драйвером для развития экономики страны. Навыки, полученные на цифровой кафедре, также востребованы и в образовательном процессе – студенты используют полученные знания для реализации проектов, исследований и прохождения стажировок на третьем и четвертом курсах бакалавриата".

Новости из связанных рубрик