Электросамокаты набрали скорость в России
Спрос на электросамокаты в России вырос, несмотря на поправки в правила дорожного движения, которые вступили в силу 1 марта 2023 г. Тогда правительство РФ приравняло электросамокаты к средствам индивидуальной мобильности (СИМ) и официально закрепило правила их пользования (эти нововведения содержало постановление правительства РФ от 06.10.2022 №1769).
Если раньше человек на самокате считался пешеходом, теперь он "лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности". Пользователю СИМ запрещено ездить по пешеходным зонам и тротуарам, которые обозначены дорожным знаком 3.35 "Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено", скорость СИМа не должна превышать 25 км/ч, а если вес самоката превышает 35 кг, то на нем нельзя передвигаться по пешеходной зоне.
Некоторые российские сервисы кикшеринга (сервиса краткосрочной аренды электросамокатов) и до закона устанавливали похожие правила пользования электросамокатами, поэтому новые правила не сильно сказались на их работе. "Для пользователей Whoosh ничего не изменилось - у нас и раньше действовали правила сервиса, которые описывали порядок поездок по городу. Они ни в чем не противоречат новым ПДД, просто теперь они обрели новый статус. Скорость всех самокатов Whoosh ограничена до 25 км/ч, их вес не превышает 35 кг, они оборудованы необходимыми световыми и звуковыми элементами и объединены в систему", - прокомментировал представитель пресс-службы кикшеринга Whoosh корреспонденту ComNews. Также компания отметила важность того, что новые правила касаются и личных самокатов. По статистике ГИБДД, в 2022 г. 70% ДТП с участием СИМ происходили с частными самокатами.
"Информированность пользователей сервиса кикшеринга о новых правилах весьма низкая, и пока правила никак не отразились на спросе на наши услуги, - рассказал Александр Марков из кикшеринговой службы toGO. - Мы изначально создавали сервис, который может оперативно вносить изменения в работу при внесении регуляций. Скажутся ли данные правила на бизнесе, покажет время".
"МегаФон" приводит и другие результаты исследования. Наиболее активно электросамокатами пользуются в Москве, Петербурге и Екатеринбурге, а 47% пользователей - это молодежь в возрасте от 25 до 35 лет. Однако за год электросамокатами стали активнее пользоваться люди старше 50 лет - их уже на 84% больше, чем в прошлом году.
Представитель пресс-службы сервиса Whoosh считает, что рост доли пользователей старше 50 лет связан с тем, что кикшеринг за последние годы превратился в городской транспорт, который используют не для развлечений, а для поездок "по делам". "В первое время электросамокаты вызывали больший интерес у молодых, ориентированных на все новое, увлеченных вопросами экологии. Однако по мере распространения популярность самокатов растет во всех возрастных и социальных категориях. Это уже городской транспорт, соответственно, пользуются им представители всех слоев городского населения", - рассказал представитель пресс-службы Whoosh. Александр Марков, специалист кикшеринга toGO, подтвердил, что из средства развлечения электросамокаты стали новым видом транспорта, а также предположил такой вариант: "Повышение среднего возраста клиентов связано с тем, что компания на рынке более пяти лет и тем, кому было 45 лет, когда они стали нашими клиентами, повзрослели".
Из всех участников дорожного движения самокаты больше всего раздражают пешеходов. Как выявил апрельский опрос медиахолдинга Rambler&Co, электросамокатчиками недовольны 37% респондентов. Однако ситуация работает и в другую сторону: 40% пользователей СИМов не устраивает поведение пешеходов. Также пользователи самокатов не устраивают 33% скейтбордистов, 24% автомобилистов и 17% велосипедистов. Выбирают в качестве средства передвижения электросамокаты 3% респондентов. Неизвестно, повлияют ли со временем новые правила на статистику.