фото с сайта http://www.kremlin.ru/
Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости создания цифровой платформы для беспилотных авиационных систем и снятия регуляторных барьеров.
Анна
Швецова
© ComNews
02.05.2023

Владимир Путин посетил в "Руднево" презентацию организаций, занимающихся разработкой беспилотных авиационных систем (БАС), и провел совещание по вопросам дальнейшего развития отрасли.

На встрече с организациями, работающими с БАС, в индустриальном парке "Руднево" Путин заявил, что для беспилотников необходимо создать цифровые платформы.

"Нужно коренным образом изменить работу. Не просто что-то улучшить, а коренным образом изменить. Необходимо переходить на цифровизацию организации воздушного движения. Без цифровых платформ решить эти задачи (которые стоят перед беспилотниками - прим. ComNews) невозможно, это просто другая жизнь и другой уровень задач", - заявил Путин.

Кто будет заниматься платформами, пока не известно. Президент считает, что задачу можно поручить Росавиации, однако если те не справятся, придется создать параллельную организацию. "Если Росавиация будет работать в том же режиме, как сегодня, как по рейсовым самолетам, то никакого развития беспилотной авиации у нас не будет", - отметил президент.

На совещании президент поручил снять устаревшие административные, регуляторные барьеры для развития БАС и снова высказался о цифровых платформах: "Они будут решать задачи хранения, обработки и анализа данных, получаемых с беспилотных авиационных систем. И главное, такие платформы не только повысят уровень безопасности - они позволят в разы упростить, ускорить многие процессы, включая выдачу различных разрешений и процедуры контроля дронов в воздухе, использование цифровых двойников вместо так называемых натуральных испытаний".

Опрошенные ComNews эксперты считают, что цифровая платформа для БАС нужна. "В идеале она должна не только обеспечить безопасность полетов беспилотников, но и упростить жизнь их операторам, а также помочь органам власти оперативно согласовывать поступающие от пользователей запросы", - прокомментировал Никита Данилов, генеральный директор и основатель ООО "Флай Дрон".

Советник генерального директора НИЦ "Аэроскрипт" (компания - участник рынка НТИ "Аэронет") Владислав Шифрин подтверждает необходимость создания платформы: "Существующие правила визуальных полетов и правила полетов по приборам разработаны для пилотируемой авиации и плохо приспособлены для высокоавтоматизированных авиационных систем. Мировое авиационное сообщество склоняется к новым цифровым правилам полетов, основанным на предоставлении цифровых информационных сервисов. В такой парадигме поставщиком информационных услуг для беспилотных авиационных систем является цифровая платформа обслуживания беспилотного воздушного движения (ОБВД). Такая платформа выполняет множество функций по предоставлению информации различной природы и назначения пользователям - внешним пилотам дистанционно пилотируемых воздушных судов и автономным БАС".

Участники встречи и опрошенные ComNews эксперты рассказали, в чем проблема в области развития БАС и о каких устаревших регуляторных барьерах идет речь. В Минпромторге рассказали, что ограничения по эксплуатации беспилотников связаны с долгими контрольными просмотрами аэрофотосъемок земельных участков и длительной сертификацией малых беспилотников. Другие эксперты объяснили, что аэросъемка - очень долгий процесс, так как приходится проходить длинный этап согласования полетов, и это тормозит развитие отрасли. Также некоторые эксперты отметили, что не хватает отечественных деталей для производства, у заказчиков не сформирован спрос на беспилотники. "Еще одним сдерживающим фактором является отсутствие на ограниченном российском рынке длинных денег, которые, впрочем, могут прийти благодаря мерам господдержки", - добавил Никита Данилов, генеральный директор и основатель "Флай Дрон".

О том, что рынок БАС излишне зарегулирован, говорит и Вадим Плесский, независимый эксперт рынков ИТ и телеком. Также он обозначает проблему производства компонентов для беспилотников. "Большинство компонентов и модулей импортируются - это большая проблема. Когда чиновники заявляют о планах импортозамещения, они не представляют масштаба проблемы или лукавят. Для беспилотников нужна современная элементная база, а ее нет. Производство компонентов для такого маленького рынка сбыта, как Россия, будет нерентабельным", - поделился мнением Плесский и добавил, что решением может стать формирование форвардных заказов, но пока непонятно, на что может быть сформирован такой заказ, говорить об этом преждевременно.

https://www.comnews.ru/content/225736/2023-04-25/2023-w17/bespilotnikam-letat-okhota

Владислав Шифрин рассказал ComNews о барьерах в отрасли: "Рискориентированный подход, состоящий в балансе затрат на обслуживание и обеспечение безопасности, предполагает предварительную оценку рисков на этапе создания воздушного пространства, обслуживаемого цифровой платформой организации беспилотного воздушного движения, с тем чтобы сформулировать требования к цифровым сервисам, данным и характеристикам инфраструктуры CNS+S, а также определить правила и объем сертификации". Шифрин добавил, что ЦП ОБВД не предполагают наличия человека в контуре управления, когда для этого будет достигнут соответствующий уровень технологической и нормативной зрелости. Система обеспечения безопасности в такой высокоавтоматизированной системе будет базироваться на постоянном мониторинге характеристик компонентов системы и плановой деградации обслуживания в случае невозможности обеспечить требуемый уровень безопасности, считает Шифрин.

В конце совещания первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов заявил, что к 2030 г. в России создадут полноценную отрасль беспилотников, систему их производства, кооперации, сформируют рынки их применения. "Объем производства беспилотников - без учета сверхлегких - увеличится с 6000 в 2023 г. до порядка 18 тыс. в 2026 г. и более 32 тыс. аппаратов - в 2030 г., что, как уже было сказано, позволит обеспечить покрытие внутреннего спроса на уровне до 70%", - заявил Белоусов.

На прошлой неделе Белоусов заявил, что пока области, где можно применять беспилотники - аэросъемка, перевозка грузов, дроны в сельском хозяйстве и другое, - "крайне не развиты". Решить проблемы, по мнению Белоусова, должен нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем. Он планирует, что проект утвердят до 1 сентября 2023 г.

Новости из связанных рубрик