Минцифры отошло от цифровых атташе
Впервые предложение создать институт атташе Минцифры (тогда - Минкомсвязи) получило в 2019 г. от депутата Госдумы Виктора Зубарева. Он предложил разработать "Дорожную карту по развитию международных цифровых коммуникаций России", в рамках которой предполагается выделить институт цифровых амбассадоров и упростить визовый режим для зарубежных сотрудников соответствующей специальности. Действующий на тот момент глава министерства Константин Носков инициативу поддержал.
Формирование службы цифровых атташе предусмотрено пунктом 20 Плана мероприятий (дорожной карты) "Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий", утвержденного председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным, от 9 сентября 2021 г. № 79560п-П10 (второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли). В соответствии с документом Минцифры отвечает за подбор специалистов службы цифровых атташе, а Минпромторг ответственен за организацию трудоустройства в торговые представительства России в зарубежных странах. В компетенциях Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) - обучение и повышение квалификации специалистов, а также взаимодействие с отечественными ИТ-компаниями.
7 февраля 2022 г. Минцифры опубликовало на сайте сообщение, что объявляет набор специалистов в службу цифровых атташе, а в 2022 г. они начнут работать в 16 странах мира.
https://www.comnews.ru/content/218703/2022-02-08/2022-w06/cifrovye-atta…
Пресс-служба Минпромторга России сообщила ComNews, что в сентябре 2022 г. протокольным решением совещания у заместителя председателя правительства Российской Федерации - министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко в целях повышения эффективности организационных мероприятий служба цифровых атташе передана в ведение Минпромторга России. "Сейчас это двустороннее соглашение между Минпромом и РФРИТ", - уточнила пресс-служба Минпромторга. Объем финансирования на реализацию проекта министерство не раскрыло. В Минцифры на вопросы ComNews не ответили.
В настоящее время завершается набор кандидатов в 17 стран (1-й этап): Аргентина, Армения, Вьетнам, Марокко, Египет, Индия, Иран, Казахстан, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Турция, Узбекистан, ЮАР, Куба, Китай, Таиланд. Минпромторг в сотрудничестве с торгпредствами определил 14 кандидатов, которые проходят необходимые этапы оформления в загранаппарат Минпромторга России. К середине 2023 г. будут определены страны следующего этапа. Первоначально предполагалось, что в список стран войдут также Республика Корея и Сингапур, но присоединение данных государств к антироссийским санкциям скорректировало планы.
https://www.comnews.ru/content/224146/2023-01-30/2023-w05/vtoraya-volna…
В Минпромторге уточнили, что первым атташе будет атташе в Малайзии, однако срок его направления туда пока не определен.
РФРИТ разработал образовательный интенсив - программу обучения для кандидатов в цифровые атташе. В программе приняли участие другие институты развития и заинтересованные в продвижении продуктов ИТ-компании. Как ответили ComNews в пресс-службе РФРИТ, учитывая успешное проведение программы и заинтересованность дополнительных компаний в участии в проекте, в марте 2023 г. планируется организовать вторую волну обучения для специалистов, прошедших все этапы оформления в Минпромторге России и ожидающих отправки в страны пребывания. В процессе подготовки цифровых атташе участвовал ряд российских компаний и отраслевых сообществ. В пресс-службе РФРИТ отметили Школу экспорта РЭЦ, ФРИИ, Центр глобальной ИТ-кооперации, "Росатом", "Яндекс", "Мой офис", "Код безопасности", "Дневник.ру", "ГазИнтех", "СерчИнформ", ГК "Астра", "НТЦ Протей", "ИнфоВотч", VK Play.
Служба цифровых атташе призвана обеспечить поддержку российским организациям в сфере информационно-коммуникационных технологий и радиоэлектроники, выходящим на зарубежные рынки, и выступит основой для региональной и страновой инфраструктуры поддержки экспорта.
"Цифровые атташе должны знать возможности российских ИТ-продуктов, обладать навыками продвижения ИТ-решений и электронной продукции, а также хорошо ориентироваться на рынке государства пребывания, выстраивать долгосрочные партнерства с контрагентами в государственном секторе и бизнес-структурах. Кандидаты станут штатными сотрудниками торговых представительств Российской Федерации в государствах пребывания, на которых возлагается исполнение обязанностей цифрового атташе, - рассказывает ComNews представитель пресс-службы Минпромторга. - Важно отметить, что цифровые атташе, будучи штатными сотрудниками торговых представительств Российской Федерации, являются государственными гражданскими служащими, в этой связи не могут быть финансово мотивированными в рамках продвижения российской продукции на рынки государства пребывания, и получение любых вознаграждений от организаций запрещено, согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе российской Федерации" от 27.07.2004 №79-ФЗ".
Задачи цифрового атташе - наращивание объемов экспорта продукции в сфере информационных технологий и услуг, обеспечение поддержки российских компаний в продвижении на зарубежных рынках отечественных ИТ-продуктов и радиоэлектронного оборудования с минимизацией необходимости командирования сотрудников и организации переговоров с их стороны, расширение взаимодействия российских и крупнейших международных ИТ-компаний.
Независимый эксперт ИТ- и телеком-рынка Вадим Плесский считает, что предложенный вариант продвижения российских ИТ-продуктов - через цифровых атташе - выглядит странно. "От этой инициативы исходит дух 90-х гг., когда были популярны всевозможные "торговые представительства". Продвижение продукции компании - это задача отдела маркетинга и менеджеров Business Development . Они получают вознаграждение в зависимости от результатов работы - сколько заключено новых сделок, увеличилось ли количество партнеров и их суммарный оборот и т.п. В данной инициативе по цифровым атташе явно указано, что эти люди получать вознаграждение от продвигаемых ими продуктов и компаний-поставщиков не будут. В чем тогда их мотивация? - задается вопросом эксперт. - А называть появление цифровых атташе как меру поддержки российской ИТ-отрасли еще более странно. Эта инициатива никак не решает проблему оттока ИТ-специалистов за рубеж и уж тем более не будет стимулировать их возврат в Россию. Для российской ИТ-отрасли в первую очередь нужна стабильность и предсказуемость. А их нет".