С 1 января 2023 г. вступают в силу Правила летной годности для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Как заявили представители Росавиации, этот документ адаптирован под условия эксплуатации БПЛА и встраивает управление ими в единую систему воздушного движения.

© ComNews
19.12.2022

В ходе форума "Аэронекст 2022" одной из главных тем обсуждения стало формирование технологического единства всех видов авиации. Обособление любого из сегментов, как подчеркнул генеральный директор ассоциации "Аэронекст" Глеб Бабинцев, открывая форум, может привести к печальным последствиям.

Начальник Управления сертификации Росавиации Наталья Кириллова назвала основной задачей создание единой системы сертификации и учета летательных аппаратов, в том числе беспилотных. Уже с 1 января вступают в силу новые Правила летной годности, адаптированные под специфику беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), как техническую, так и связанную с их эксплуатацией.

Не менее важной задачей является учет БПЛА. В Росавиации уже зарегистрировано более 68 тыс. аппаратов, и это количество быстро растет. Впрочем, по оценке Глеба Бабинцева, на один зарегистрированный аппарат может приходиться до семи незарегистрированных, которые эксплуатируются без получения всех необходимых разрешений.

Сертификацию самих БПЛА Наталья Кириллова назвала важной задачей. По ее оценкам, сертификация типовых конструкций будет завершена к сентябрю 2023 г. Слухи о дороговизне этой процедуры она назвала сильно преувеличенными, стоимость в относительных показателях существенно ниже, чем для традиционной авиационной техники.

Исполнительный директор ФАУ "Авиационный регистр Российской Федерации" Александр Книвель обратил внимание на проблему отсутствия в России сертифицированных для БПЛА двигателей и воздушных винтов, что усложняет процесс сертификации изделия в целом. Также много сложностей связано с тем, что разработкой БПЛА часто занимаются выходцы из других сфер, которые плохо понимают требования к авиационной технике, и данное обстоятельство уже вызывает целый комплекс проблем при сертификации.

Также Александр Книвель посетовал, что работа учреждений, которые занимаются сертификацией авиатехники, не субсидируется. В итоге отставание от других стран по выработке нормативной базы существенно - в лучшем случае пять лет.

Начальник Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуард Войтовский также высказался за единый подход к регулированию и сертификации всех видов авиационной техники, как пилотируемой, так и беспилотной. По его оценке, пока удавалось избегать серьезных происшествий только благодаря низкой интенсивности движения. Поэтому он призвал включить в требования к БПЛА обязательную установку систем идентификации и экстренной связи. Это позволит устранить значительную часть возможных проблем.

Однако Эдуард Войтовский признал, что беспилотная техника имеет много типов и применять одни и те же подходы к тяжелым БПЛА, которые могут подниматься на тысячи метров и пролетать большие расстояния, и легким дронам нецелесообразно. Соответственно, можно выделять области, где эксплуатация БПЛА определенных классов возможна без ограничений. Также возможно выделение областей, где применение БПЛА не несет больших рисков - например, сельскохозяйственное применение, но при условии, что полеты будут проходить в пределах одного поля и на определенной высоте.

Директор АНО "Центр развития транспортных технологий" Алексей Рогозин предложил и вовсе выделить БПЛА сельскохозяйственного назначения в отдельную категорию. По его мнению, риски, связанные с их эксплуатацией, не ниже, чем у традиционной сельхозтехники.

Новости из связанных рубрик