Маркировка потопит российское пиво
Во время пресс-конференции "Последствия введения обязательной маркировки пивоваренной продукции", которая прошла вчера в ММПЦ "Россия сегодня", председатель совета Союза российских пивоваров, генеральный директор ООО "Суздальский пивовар" Даниил Бриман заявил, что, в случае введения обязательной цифровой маркировки пива, отрасль лишится возможности модернизации. По его словам, усилится зависимость пивоваров от зарубежных государств, и они будут вынуждены поддерживать экономику других государств, что выхолащивает идею импортозамещения.
"Оборудование, расходные материалы и комплектующие для работы системы маркировки не производятся в России. Цели маркировки не могут быть достигнуты как минимум потому, что на рынке пива нет контрафакта, в силу невыгодности и сложности подделки пива. Долей нелегального оборота эффективно занимается Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Нанесение еще одного QR-кода на банку ничего не поменяет в этой ситуации, кроме одного - повысит стоимость", - объяснил он.
Напомним, что весь алкоголь в России, включая и пиво, прослеживается в государственной информационной системе ЕГАИС. А цифровая маркировка - это элемент автоматизированной электронной системы, которая также ведет учет изделий, производимых в стране или ввозимых на ее территорию из других государств.
Член президиума общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", председатель комиссии "Опоры России" по производству и обороту пивоваренной продукции, напитков брожения и общественному питанию Алексей Небольсин пояснил, что зачастую понятие контрафакта и нелегального оборота путают. По его словам, пиво могут производить без акциза, оно будет просто незарегистрированным, но не поддельным, а контрафакта на этом рынке не существует. По его словам, ЕГАИС уже решает задачи цифровой маркировки. "Каждый год, с 2017 г., пивоваренной продукции произведено больше, чем продано, что однозначно говорит о полном отсутствии либо наличии незначительных объемом безакцизного пива, что доказывает эффективную работу ЕГАИС. До 2017 г., когда не был внедрен ЕГАИС, розничные продажи превышали производство", - отметил он. По его словам, аффилированные, заинтересованные в маркировке лица проводят и публикуют исследования о рынке нелегального производства пива, несоответствующие реальности, и подгоняют под желания заказчика.
Директор ЗАО "Московская пивоваренная компания" Юрий Лобанов отметил, что оборудование для маркировки поставляется только из недружественных стран. "Внедрение маркировки принесет нашему предприятию дополнительные затраты в 200-300 млн руб. ЕГАИС тоже система прослеживаемости, но в отличие от маркировки она уже внедрена на всех предприятиях, работает и не требует больших затрат, а главное - уже решает все поставленные задачи", - объяснил он. По его словам, пивоваренная отрасль находится в состоянии тонущего корабля и введение маркировки будет грузом, который окончательно потопит его.
Владелец контрактной пивоварни ID Jons Brewery и пивной блогер Александр Иджон рассказал, что никто не будет ставить на маленькой пивоварне специальную машину для нанесения маркировки, а процесс будет осуществляться вручную. "Для того чтобы обклеить марками одну варку, например в 2000 банок, нужно восемь часов. Соответственно нужно будет нанять определенного человека, который будет заниматься только этим. В малом пивоварении очень большая составляющая себестоимости пива - фонд оплаты труда, и это тоже ляжет на плечи покупателя. В связи с политическими событиями мы видим, что многие пивоварни сводят концы с концами. Введение обязательной маркировки будет последней соломинкой, которая полностью может убить крафтовое пивоварение в России", - уверен он.
Генеральный директор АО "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" Юрий Антонов заявил, что в случае введения обязательной цифровой маркировки производство пива в России может сократиться на 20-30%, что приведет к пропорциональному снижению платежей в бюджет. "За девять месяцев 2022 г. АО МПБК "Очаково" уже отдало в бюджет около 5 млрд руб. При сохранении объемов продаж в целом за 2022 г. "Очаково" заплатит в бюджет около 7 млрд руб. в виде налогов. Если в результате введения обязательной цифровой маркировки пива мы вынуждены будем сократить производство пива на 20%, то выпадающие потери налоговых платежей только от "Очаково" составят около 1,4 млрд руб.", - отметил он. По его словам, стоимость затрат компании на закупку и установку импортного оборудования для цифровой маркировки пива составит не менее 650 млн руб., что соответствует стоимости, например, двух линий розлива. Юрий Антонов отметил, что маркировка не приносит пользы никому. "Она вредит производителю, так как лишает средств для модернизации. Вредит государству, потому что снижает конкурентоспособность промышленности и лишает бюджет значительных доходов, и она бессмысленна для потребителя, потому что он будет платить за марку, а выгод никаких не получит. "Перенос сроков маркировки пива на год-два не решит проблем пивоваренной отрасли. Единственное разумное решение - отказ от маркировки и возвращение к идее распространения ЕГАИС на все цепочки движения товара. Остальные решения будут угрозой отрасли и технологическому суверенитету страны. Оборудование для маркировки производится в основном в странах, являющихся недружественными по отношению к России", - отметил он.
На пресс-конференции "Позитивные эффекты маркировки пива", которая прошла вчера в пресс-центре МИЦ "Известия", заместитель директора Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Сергей Кондратьев заявил, что доля нелегального оборота пива и пивной продукции в России составляет более 16% - это максимум за последние пять лет, а суммарные потери бюджета составляют свыше 30 млрд руб. По его словам, исправить ситуацию могла бы поштучная прослеживаемость пива, которую дает маркировка. "Это позволило бы повысить собираемость акцизов и увеличить выпуск законной продукции. Суммарный положительный эффект для участников рынка, для государства достаточно большой, он превышает сейчас 15 млрд руб. в год", - сообщил он.
По данным ВШЭ, контрафакт проникает на российский рынок из стран ЕАЭС, а также от недобросовестных производителей внутри страны, которые выпускают пиво без уплаты акцизов. Бюджет теряет на этом порядка 25-27 млрд руб. А если учесть, что нелегалы не платят и другие налоги, в том числе на труд, суммарные потери превышают 30 млрд руб.
Коммерческий директор компании "Меридиан" Евгений Гальцев сообщил, что операторы оборудования для маркировки обеспечены необходимым запасом техники и запчастей, чтобы полностью удовлетворить потребности бизнеса. "Большинство операторов, в частности и наша компания, имеют складские запасы, необходимые для оснащения определенного количества линий. Как правило, это 10-30 единиц. В этом вообще никакой сложности не возникает", - уверен он.
Руководитель управления подакцизными товарными группами ЦРПТ Ян Витров считает, что маркировка в совокупности с ЕГАИС позволит обелить рынок без необходимости нести затраты со стороны бюджета. По его словам, зависимости от внешних поставок нет, так как оборудование поставляется из дружественных стран. "На своей площадке мы создали и необходимые запасы расходных материалов и оборудования, которые доступны для всех участников рынка. На данный момент там практически 10 тыс. единиц", - заявил он.