ООО "КСК" провело исследование запросов самозанятых к платформам-агрегаторам. Главный запрос заключается в том, чтобы платформы взяли на себя функции устранения барьеров, таких как сложности с получением кредитов, шерингом оборудования, приобретением комплектующих, а также организацию "единого окна" для взаимодействия с государством и потребителями.
© ComNews
01.11.2022

Результаты исследования представлены 31 октября на пресс-конференции в МИА "Россия Сегодня". Как отметил генеральный директор "КСК Эксперт" Михаил Болдырев, исследование стало первым в России, посвященным запросам к платформам со стороны самозанятых. Оно проводилось в форме экспертных интервью с самозанятыми, представителями платформ, лидерами общественного мнения, представителями региональных органов власти.

Управляющий директор "КСК Эксперт" Александр Титов, сославшись на данные ФНС, оценил количество самозанятых в России в 6 млн человек. При этом каждый день их ряды пополняет еще 8,5 тыс. Статус их, по словам Александра Титова, в полной мере не определен, что создает проблемы самим самозанятым, платформам, с которыми они взаимодействуют, и государственным учреждениям. И именно из-за отсутствия понятных правил игры платформы не могут предоставлять весь набор сервисов, который необходим самозанятым.

Среди функций платформ самозанятые чаще всего указывали формирование спроса на товары и услуги в объемах, которые не по силам каждому из них в отдельности. Несколько реже назывались гарантия оплаты при отсутствии письменного контракта, наличие внутренних рейтингов (причем как продавцов, так и покупателей), обеспечение прозрачного ценообразования. Также к нужным функциям относили то, что платформы являются точкой сбора сообществ профессионалов одного профиля. Как отметил Михаил Болдырев, платформы часто берут на себя и социальные функции, в частности оплату больничных. Однако отсутствие полноценного законодательного статуса у самозанятых приводит к появлению искусственных сложностей, которые не всегда легко разрешимы.

Директор по маркетингу "КСК Групп" Михаил Бортников обратил также внимание на сложности, с которыми сталкиваются самозанятые, которые работают в сфере ИТ. А самозанятые, например, занимают довольно высокую долю в предложении услуг по разработке веб-сайтов. Но услуги самозанятых в сфере ИТ стоят довольно дорого, в итоге их доход может превысить определенный в нормативной базе потолок 2,4 млн руб. в год. И если в таком случае они сохраняют статус самозанятых, то становятся нарушителями закона.

Значительная часть проблем, с которыми сталкиваются самозанятые, как подчеркнул Александр Титов, порождены их экспериментальным статусом. Одна из самых распространенных жалоб - многие из видов необходимых для общения с внешним миром справок или документов либо отсутствуют, либо никак не учтены в регулирующих правилах тех структур, куда обращается самозанятый.

Серьезные трудности связаны с тем, что нигде не прописаны формы совместной работы самозанятых, а также прямой запрет на перепродажу продукции. Самозанятым сложно получать скидки при закупках сырья, материалов, комплектующих. Много сложностей с совместным использованием (шерингом) дорогостоящих инструментов и оборудования. Не решены вопросы, связанные с обучением и повышением квалификации самозанятых.

Востребовано также обеспечение продвижения товаров за рубеж, а также организация гарантийного и постгарантийного обслуживания иногородних покупателей и заказчиков. Все эти задачи, как отметил Александр Титов, могли бы взять на себя платформы. И в целом они могли бы стать тем самым "единым окном" для общения самозанятых как с покупателями, так и с государственными учреждениями. Тем более что, как отметила управляющий партнер "КСК Групп" Елена Межуева, с точки зрения законодательства самозанятый является физическим лицом и не может быть субъектом договора на значительные суммы. Также платформы могут брать на себя функции базового контроля квалификации самозанятых, которые у них регистрируются - например, оценивать, обладают ли они необходимым уровнем квалификации.

Впрочем, столь же часто самозанятые сетовали, что они не представляют интереса для банков как заемщики. "Мы комары, а то и "токсичный клиент". Ни один нормальный инвестор, кроме тех, кого заставили, с нами всерьез возиться не будет. Лизинг на оборудование, кредиты на сырье, оборотные - это все не про нас. И банки тут нечего винить, у них свой бизнес. Нет у самозанятого гаранта, хэджера", - такую цитату из интервью привели авторы исследования. Однако, по оценке Александра Титова, тут ситуация чуть лучше. К примеру, "Озон" оказывает финансовые услуги партнерам, в том числе и из числа самозанятых.

Новости из связанных рубрик