МТС инвестировала в геолокацию и картографию
Согласно данным сервиса Kartoteka.ru, юрлицом компании, действующей под брендом "Навител", является АО "Центр навигационных технологий (АО "ЦНТ"). Это юрлицо на 100% принадлежит ООО "Торговый дом ЦНТ", уставный капитал которого составляет 835 млн руб.
По данным на 10 октября 2022 г. 34,85% доли "Торговый дом ЦНТ" принадлежит Алексею Першину, который является генеральным директором компании. 23,95% принадлежит Денису Першину, 1,2% - Александру Казакову. Оставшиеся 40% - у "МТС Авто". Основанная в 2006 г. группа компаний "Навител" является разработчиком и дистрибьютором навигационного ПО, независимым провайдером геосервисов и услуг мониторинга.
Как пояснил корреспонденту ComNews источник, знакомый с подробностями сделки, всего "дочка" МТС приобретет около 51%. Сделка проходит в два этапа, на прошлой неделе был закрыт первый этап на покупку 40%, на этой неделе закрывается второй этап.
Пресс-служба МТС сообщила, что по итогам сделки компания получит контрольную долю в группе компаний "Навител", что позволит сформировать геоплатформу для развития сервисов экосистемы и решений для транспорта. "Приоритетом станет использование навигации и пробочного сервиса в головных устройствах "МТС Авто" для автомобилей, использование карт в мобильных приложениях МТС, а также картографических данных как источника Big Data для улучшения и создания продуктов всей группы МТС", - рассказали представители пресс-службы.
Генеральный директор "МТС Авто" Денис Смирнов отмечает, что сделка позволит МТС обзавестись собственными решениями на геосервисной платформе и компетенциями в построении оптимальных маршрутов, что даст возможность не только укрепить направление "МТС Авто", но и эффективнее использовать геолокационные и картографические решения в более чем 60 сервисах и проектах МТС во многих сферах. "От умных автомобилей, мониторинга транспорта и кикшеринга до мобильных приложений, гаджетов для розницы, а также в анализе больших данных при строительстве телеком-инфраструктуры и создании новых продуктов, в том числе рекламных и рекомендательных сервисов", - заявил он. По его словам, "МТС Авто" и "Навител" за счет синергии и инвестиций МТС получат ресурсы для совершенствования картографии, онлайн-сервисов и ИТ-процессов, в том числе для реализации задач по использованию картографии для беспилотных автомобилей в будущем.
Представители пресс-службы МТС сообщили, что основным направлением "МТС Авто" является предоставление скоростного интернета в автомобилях, разработка автомобильных мультимедийных устройств, систем комфорта и телематики, а также программного обеспечения к ним, а отдельным направлением деятельности является создание комплексных решений для цифровизации автотранспортной отрасли. "Картографические сервисы "Навитела" обеспечивают глобальное покрытие для более чем 40 млн пользователей по всему миру", - рассказали представители пресс-службы МТС.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын оценивает сделку в 2 млрд руб. По его словам, "Навител" - уверенный игрок в своем сегменте рынка. "МТС будет продвигать не решения "Навител", а свои собственные решения, использующие технологии "Навител". У "МТС Авто" 60 сервисов и проектов, где можно использовать эти технологии, которые оператор и будет продвигать. Конкурентами при этом будут другие крупные экосистемы, такие как "Яндекс" и Сбербанк. МТС вполне может занять большую долю рынка, потому что сейчас трудно сказать, кто из экосистем вообще решит на нем остаться, а кто заморозит проекты развития. Может случиться и так, что у существующих игроков приобретут активы структуры, готовые вкладываться. Одни игроки рынка могут заморозить направление на время, другие - продать часть проектов", - отмечает Леонид Делицын. По его словам, если "МТС Авто" обладает ресурсами для развития на этом рынке в течение 5-10 лет, то шансы стать ключевым игроком вполне реальны.
Менеджер практики "Стратегия трансформации" компании "Рексофт Консалтинг" Владимир Кателкин считает, что данная сделка выглядит довольно интересной с той точки зрения, что "Навител" - это не только картографические решения, но и решения для видеорегистрации и мониторинга для коммерческого транспорта. "Учитывая тот факт, что, согласно прогнозам, рынок цифровизации транспорта и логистики к 2030 г. вырастет в семь раз, а одним из направлений развития МТС является интернет вещей для бизнеса, и в частности транспорта, то такой шаг выглядит вполне оправданным", - уверен Владимир Кателкин.
Представители пресс-службы Tele2 рассказали, что в компании развивают геолокационные решения в рамках направления Big Data, при этом именно геоаналитика является основным драйвером выручки от внешних проектов. "Например, мы предлагаем заказчикам платформу для анализа туристического потока и портрета гостя территории. Аналитический портал Tele2 актуален администрациям городов и регионов, проектным офисам по туризму и транспорту, владельцам гостиниц и ресторанов, туристическим агентствам. Вместе с тем по проектам геоаналитики мы успешно сотрудничаем с компанией Platforma, которая разрабатывает инновационные решения для бизнеса на основе больших данных", - отметили они.
"Ростелеком" уже не первый год предоставляет своим заказчикам российскую открытую геоаналитическую платформу "РусГИС" - информационную систему поддержки принятия решений, геоаналитические компоненты которой обрабатывают разнородную информацию из различных баз данных (федеральных, региональных и ведомственных информационных систем) в привязке к пространственной информации об объектах, сообщили представители пресс-службы компании. "В состав платформы "РусГИС" входят подсистемы, предоставляющие функции геопортала, интеграции с внешними информационными системами, мобильный клиент, сервисы геокодирования, аналитики - аналитические слои, презентационные панели, отчеты и т.д. В облачном сервисе "РусГИС" доступны различные варианты базовых подложек для использования в качестве основы при работе с данными. Платформа "РусГИС" разработана компанией "Ростелеком" и включена в реестр отечественного ПО", - рассказали представители пресс-службы ПАО "Ростелеком".
"Мы не видим необходимости в создании собственного решения. На российском рынке представлено множество качественных партнерских продуктов. Их функционал полностью удовлетворяет нашим требованиям, позволяя создавать высокотехнологичные картографические и навигационные сервисы как для корпоративных, так и для частных клиентов", - сообщили представители пресс-службы ПАО "МегаФон".