Стандарт "Умного города" корректируется на ходу
По словам Анатолия Курманова, стандарт "Умного города", принятый в мае 2022 г., привел к заметному ускорению внедрения интеллектуальных систем в России. Стандарт позволил свести на нет игнорирование интеграции с системами умного города во вновь возводимых зданиях со стороны девелоперов и застройщиков. Также включено обеспечение финансирования проектов со стороны федерального и местных бюджетов.
https://www.comnews.ru/content/220294/2022-05-19/2022-w20/standart-umnogo-goroda-utverzhden
Как отметил Анатолий Курманов, при разработке стандарта сделаны более четкие отраслевые привязки. Также все показатели, которые зафиксированы в стандарте, четко прописаны в нормативной базе, будь то федеральные законы или ведомственные нормативные акты. Поэтому требования по безопасности, кроме транспортной, остались за скобками стандарта. Однако, по мере появления нормативного обеспечения, эти требования будут включены. В стандарт включено обеспечение финансирования, что делает выполнение требований достижимым для любого города.
Стандарт, как подчеркнул Анатолий Курманов, стал действенным средством влияния на девелоперов и застройщиков, которые раньше имели все основания игнорировать современные требования при возведении новых жилых и общественных зданий. И на это не потребовалось никаких дополнительных затрат.
Анатолий Курманов анонсировал существенные изменения в блок стандарта, который касается социальной сферы. Там найдут отражение документы Минтруда. Эту работу планируется завершить уже до конца октября текущего года. Также к декабрю найдет отражение вступление в силу ГОСТ Р 70108-2022 "Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде".
Генеральный директор АНО по реализации проектов в сфере развития городов и цифровой трансформации городского хозяйства "Центр компетенций "Умный город" Адель Славутин очень высоко оценил роль стандарта умного города. При этом он призвал активнее распространять лучшие практики, особенно опыт городов и регионов, которые достигли заметных результатов при минимуме финансовых ресурсов. Также он указал на большую роль централизованных платформ, что важно в условиях неравномерного развития цифровизации в стране.
Заместитель директора по международному сотрудничеству АНО "Цифровая экономика" Андрей Филиппов посоветовал обратить внимание на изучение не только российского, но и зарубежного опыта. Он может оказаться более релевантным для российских регионов, чем изучение проектов, реализованных в Москве или Татарстане. Много таких проектов аккумулировано в "Цифробанке" - одном из проектов АНО "Цифровая экономика", данные откуда являются общедоступными.
Заместитель директора ФАУ "Проектная дирекция Минстроя России" Дарья Долгих отметила, что появление стандарта оказало большую помощь в координации действий в регионах. Однако методической поддержки по-прежнему не хватает. Острая проблема - кадровый дефицит и отсутствие информации о технических решениях. Также сложной задачей является баланс между достижением быстрых целей и масштабированием проектов на перспективу.
Однако, по мнению генерального директора АНО "Умный многоквартирный дом", главы технического комитета по стандартизации "Кибер-физические системы" (ТК 194) Никиты Уткина, стандарт Минстроя - следуя букве закона - стандартом не является (это не ГОСТ, не ПНСТ и т.д.) и регламентируется приказом Минстроя по показателям и их подсчету. По его словам, нынешний подход видится не вполне открытым и недостаточно увязанным со всем остальным технологическим рынком, а также прочими стейкхолдерами движения цифровизации городов.
"Конечно, технологический рынок не стоит на месте: появляются новые решения, продукты и сервисы - а значит, появляются соответствующие стандарты, содержащие требования к ним. Отсюда вопрос: зачем придумывать набор показателей и требований по их учету, если можно сделать проще - и все это может стать частью национальной системы нормативно-технического регулирования. Ведь, помимо всего прочего, именно в национальных стандартах раскрываются протоколы, форматы данных и многие другие значимые для определения статуса и характеристик элементов, составляющих решения уровня умного дома и умного города, и что важно - связку между ними.
Отдельный акцент хотелось бы сделать на сути самого явления умных городов: эта технологическая тематика не раскроется в полной мере, пока не будет обеспечивать связанность со всеми ключевыми системами города, а также взаимоучет подходов с каждой из его систем. Так, ключевым элементом и важнейшей системой города являются здания, дома, в которых мы проводим подавляющее количество времени пребывания в городах - жилые дома, офисы, общественные пространства, поэтому особенно хотелось бы отметить важность недавно созданного в этой тематике АНО "Умный МКД", в задачи которого входит в том числе разработка актуальной регуляторики в этой сфере.
Думается, что тематике цифровизации зданий и сооружений, особенно жилых многоквартирных домов, в новой редакции стандарта "Умного города" должно быть уделено большее внимание.
Остается лишь уточнить подход: более узкий с приказом Минстроя или более широкий и открытый с полноценным национальным стандартом, разработка которого не только предлагалась, но и ранее велась с активным участием всех участников рынка, включая федеральные органы исполнительной власти, на площадке ТК 194 "Кибер-физические системы", - говорит Никита Уткин.